(1889, Петропавловск-Камчатский (по другим данным — казахстанский Петропавловск) — 1974, Париж)
Русский советский художник, график, деятель театра и кино, писатель.
Сын народовольца
В 1908 — 1910 годах посещал школы-студии
и в парижских мастерских М. Дени и Ф.Валлотона.
Соединял в своих произведениях гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Выступил одним из зачинателей экспрессионизма
на русской сцене. Оформлял как представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916 — 1917), так и революционные массовые спектакли (1920). Разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета. В 1917 — 1922 годах зарисовал с натуры,
В творческом общении с
Выехав в 1924 году в заграничную командировку, обосновался в Париже. Много работал как дизайнер книги и сценограф, выступал порой как художник и режиссёр одновременно. Создал, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам. Работал как художник-постановщик на французском и западногерманском телевидении.
Библиография:
1. Берман Б. Заметки о Юрии Анненкове (о творческом пути художника) // Искусство. Вып.12. 1985
2. Сарабьянов Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. Москва. 1992
3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т.1 — 2. Нью-Йорк. 1966
4.
5. Котович
6. Дудаков В., Кашуро М. Русское искусство. Частное собрание. Каталог. Москва. 2006
7.
8.
9.
10.
11.
12. Петров В. (автор вст. статьи). Пятьдесят лет ленинградской книжной графики. Каталог выставки. Ленинград. Художник РСФСР. 1969
13. Лебедев
14.
15. Козырева Н. (автор вст. статьи). Рисунок и акварель в России. ХХ век. ГРМ. Санкт-Петербург. 2008
Раннее детство
В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения
В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за «политическую неблагонадежность», выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.
Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии
По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона — художников знаменитой группы «Наби». В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью («Желтый траур», «Адам и Ева», «Купальщики», «Автопортрет», все 1910-е).
Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов «Аргус», «Лукоморье», «Отечество», «Сатирикон», «Театр и искусство».
Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра
Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры «Вольная комедия», публиковал статьи и эссе в журнале «Жизнь искусства». В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади и «Гимн освобожденному труду» (совместно с
В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами «Радуга», «Всемирная литература», «Красная новь», иллюстрировал произведения Дж. Лондона,
В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале «Дом искусств» статью «Театр до конца», по сути — манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера «Газ» в петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал «динамические», движущиеся декорации и меняющееся освещение.
Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910−20-х гг. Он запечатлел
Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет:
Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с
В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии «Оскар». Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты
Эскиз декорации к спектаклю "Газ"Юрия Павловича Анненкова в подборку
Индустриальная живопись и графика
Июнь. ЛесЮрия Павловича Анненкова в коллекцию
Smart and Beautiful





