Регистрация
Юрий Павлович Анненков
Россия 1889−1974
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

(1889, Петропавловск-Камчатский (по другим данным — казахстанский Петропавловск) — 1974, Париж)

Русский советский художник, график, деятель театра и кино, писатель.

Сын народовольца П. С. Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 году семья вернулась в Петербург.

В 1908 — 1910 годах посещал школы-студии С. М. Зайденберга и Я. Ф. Ционглинского. Занимался также в Училище технического рисования барона А. Д. Штиглица (с 1909 по 1911 год)

и в парижских мастерских М. Дени и Ф.Валлотона.

Соединял в своих произведениях гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Выступил одним из зачинателей экспрессионизма

на русской сцене. Оформлял как представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916 — 1917), так и революционные массовые спектакли (1920). Разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета. В 1917 — 1922 годах зарисовал с натуры, А. Ф. Керенского, В. И. Ленина и ряд других политических деятелей.

В творческом общении с А. А. Блоком создал романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-чёткие иллюстрации к поэме «Двенадцать» (1918).

Выехав в 1924 году в заграничную командировку, обосновался в Париже. Много работал как дизайнер книги и сценограф, выступал порой как художник и режиссёр одновременно. Создал, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам. Работал как художник-постановщик на французском и западногерманском телевидении.

Библиография:

1. Берман Б. Заметки о Юрии Анненкове (о творческом пути художника) // Искусство. Вып.12. 1985

2. Сарабьянов Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. Москва. 1992

3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т.1 — 2. Нью-Йорк. 1966

4. Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. Художники русской эмиграции (1917 — 1941). Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1994

5. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск. 2003. С. 29 — 30

6. Дудаков В., Кашуро М. Русское искусство. Частное собрание. Каталог. Москва. 2006

7. Сарабьянов Д. В. и др. (авторы вст. статей). Русское театрально-декорационное искусство 1880 — 1930. Каталог выставки из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Москва. 1988

8. Титова Л. О. (автор-составитель). Художники круга «Мир искусства». Каталог выставки из частных собраний Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. 1997

9. Петраков В. В. и др. Каталог произведений живописи с поддельными подписями. Вып.2. Москва. 2007. С.136

10. Петраков В. В. и др. Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске. Москва. 2006. С.80

11. Бибикова И. М., Левченко Н. И. (авт. составители). Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917 — 1932. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Москва. Искусство. 1984

12. Петров В. (автор вст. статьи). Пятьдесят лет ленинградской книжной графики. Каталог выставки. Ленинград. Художник РСФСР. 1969

13. Лебедев П. И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. Москва — Ленинград. Искусство. 1949

14. Македонская Е. И., Марцевич Ю. П. (составители). Каталог выставки книжных знаков. Из собрания народного артиста СССР Тенина Б. М. Москва. Наука. 1985

15. Козырева Н. (автор вст. статьи). Рисунок и акварель в России. ХХ век. ГРМ. Санкт-Петербург. 2008

Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации «Народная воля».

В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И. Е. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.

В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за «политическую неблагонадежность», выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.

Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в А. Х. Анненков не сдал и поступил в студию Я. Ф. Ционглинского.

По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона — художников знаменитой группы «Наби». В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью («Желтый траур», «Адам и Ева», «Купальщики», «Автопортрет», все 1910-е).

Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов «Аргус», «Лукоморье», «Отечество», «Сатирикон», «Театр и искусство».

Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В. Ф. Комиссаржевской, много работал он и для театра Н. Н. Евреинова «Кривое зеркало».

Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры «Вольная комедия», публиковал статьи и эссе в журнале «Жизнь искусства». В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади и «Гимн освобожденному труду» (совместно с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.

В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами «Радуга», «Всемирная литература», «Красная новь», иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И. Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А. А. Блока «Двенадцать» (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них «параллельный графический текст». В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале «Дом искусств» статью «Театр до конца», по сути — манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера «Газ» в петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал «динамические», движущиеся декорации и меняющееся освещение.

Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910−20-х гг. Он запечатлел А. М. Горького, В. Ф. Ходасевича, В. Б. Шкловского, М. А. Кузмина, А, А Ахматову, В. В. Хлебникова и др.

Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, К. Радека и др. В них наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М. А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы «формулу» лица.

Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н. Ф. Балиевым, Б. Ф. Нижинской, М. А. Чеховым, С. М. Лифарем, оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам.

В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии «Оскар». Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И. Э. Бабеля, И. Г. Эренбурга, Ж. Кокто, М. Равеля, О. А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары «Дневник моих встреч» представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги «Повесть о пустяках» и «Рваная эпопея».

Читать дальше
Работы понравились
Александр Савельев

Лента
Юрий Павлович Анненков. Эскиз декорации к спектаклю "Газ"
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 6 работ
Юрий Павлович Анненков. Портрет В. Мотылевой
3
Портрет В. Мотылевой
1920, 47×63 см
Юрий Павлович Анненков. Портрет фотографа-художника М. А. Шерлинга
0
Портрет фотографа-художника М. А. Шерлинга
1918, 57×71 см
Юрий Павлович Анненков. Конец комедии
0
Конец комедии
Юрий Павлович Анненков. Портрет М. А. Кузьмина
0
Портрет М. А. Кузьмина
1919, 50×68 см
Юрий Павлович Анненков. Июнь. Лес
0
Июнь. Лес
1918
Юрий Павлович Анненков. Эскиз декорации к спектаклю "Газ"
0
Эскиз декорации к спектаклю "Газ"
1922
Посмотреть все 6 работ художника
HELP