Юрий Павлович Анненков (23 июля 1889, Петропавловск, Российская империя — 12 июля 1974, Париж) — русский и французский живописец, график, художник театра и кино, критик, литератор (литературный псевдоним — Борис Темирязев).
Особенности творчества художника Юрия Анненкова: обучение в Париже в 1911-1912 годах дало возможность Анненкову окунуться в самую гущу новомодных художественных течений, среди которых ему были наиболее близки кубизм и футуризм. Он выработал собственный графический стиль, объединяя академический рисунок с кубическими элементами, который замечательно отражен в серии знаменитых портретов известных личностей, вышедших в виде отдельного издания «Портреты» в 1922 году. Произведения Анненкова всегда отличались большой импровизационной свободой и искусными пластическими решениями. С 1950-х годов художник практически отказался от фигуративности, обратившись к живописной абстракции и ассамбляжу, использовал в работах наклеенные на холст лоскуты ткани, металлические и деревянные детали.
Известные работы художника Юрия Анненкова: портреты выдающихся деятелей культуры и искусства Серебряного века – Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Блока, Владимира Маяковского, Корнея Чуковского и др.; иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать»; "Адам и Ева", "Купальщики".
Юрий Павлович Анненков родился в Петропавловске, где его отец, народоволец Павел Семенович Анненков. отбывал срок ссылки за участие в подготовке покушения на императора Александра II . Семья переехала в Санкт-Петербург, когда Юрию исполнилось 5 лет. Вскоре в семье появился еще один сын – Александр.
Юрий поступил в 12-ю Петербургскую казённую гимназию, из которой был исключен за политические карикатуры для школьного нелегального журнала. С 1906 года учился в частной гимназии Столбцова, которую закончил в 1908 году и поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Семья Анненковых имела дачу в поселке Куоккала, где они часто жили и зимой, а соседями их были Корней Чуковский и Илья Репин. Знакомство и частое общение с Репиным только укрепили Анненкова в стремлении стать профессиональным художником: одновременно с университетом он стал брать уроки в мастерской Савелия Зейденберга, у которого в то же время учился Марк Шагал. Год спустя Анненков держал экзамен в Академию художеств – увы, неудачно. Но не пал духом и продолжил обучение - в мастерской Яна Ционглинского, а также начал посещать училище Штиглица.
В 1911 году по совету Ционглинского Анненков едет в Париж. Он берет уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлоттона, посещает Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В 1913 году Анненков дебютирует в Салоне Независимых с картинами «Вечер» и «Пейзаж».
По возвращению в Санкт-Петербург Юрий Анненков окунулся в театральную деятельность, подружившись со скандально известным режиссером Николаем Евреиновым, в то время работавшим в театре «Кривое зеркало». Следующие 4 года Евреинов прожил на куоккальской даче Анненковых, влившись в дружный круг петербургской творческой интеллигенции. В «Кривом зеркале», работая над оформлением спектакля «Homo sapiens», Анненков повстречал свою первую жену, Елену Борисовну Гальперн (1897–1980), балерину, ученицу Айседоры Дункан, которая впоследствии открыла в России собственную школу танцев.
Анненков увлекся графикой, и Корней Чуковский рекомендовал молодого художника журналу «Сатирикон»; его рисунки стали появляться в журналах «Аргус», «Лукоморье», «Отечество». Он создавал живописные работы, в 1916-17 годах оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов», стал членом общества «Мир искусства». Первой работой Анненкова в качестве книжного оформителя стал «Самовар» Максима Горького, изданный в 1917 году.
Революцию Анненков принял положительно, участвовал во многих художественных начинаниях советского правительства, создал ряд портретов политических деятелей – Александра Керенского, Льва Троцкого, Владимира Ленина и др. В 1918 году в творческом союзе с Александром Блоком художник создал знаменитые иллюстрации к поэме «Двенадцать».
7 ноября 1920 года режиссер Николай Евреинов осуществил грандиозную театрализованную постановку «Взятие Зимнего дворца», заснятого на кинопленку. Анненков создавал декорации и костюмы к этому действу, в котором приняли участие около 9 тысяч человек актеров и массовки. Анненков вошел в правление петроградского Дома искусств, стал одним из организаторов ОСТа. В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств, куда в свое время не был принят.
В 1920 году увидела свет книга Юрия Анненкова «Портреты», которую составили острохарактерные образы знаменитых деятелей культуры Серебряного века, решенные в стиле кубизма, а также статьи, посвященные самому Анненкову. Среди самых известных книг, оформленных Юрием Анненковым - «Мойдодыр» Корнея Чуковского, которую он проиллюстрировал в 1923 году - и которая переиздавалась более 30 раз.
В 1924 году Юрий Анненков вместе с женой Еленой Гальперн выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке, первой для Страны Советов. Здесь он принял окончательное решение не возвращаться в Россию. Некоторое время жил и работал в Германии, а позже переехал в Париж, где в 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Он регулярно ходил отмечать паспорт в советское посольство, выполнял заказы на оформление выставок, которые Советы устраивали за границей, со всем соглашался, но для себя все уже решил.
Во французской столице художник встретил всех, с кем познакомился еще в период своего обучения в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона, возобновил отношения с соучениками по Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Талант Анненкова расцвел - он был востребован не только как портретист, но и как книжный график, живописец, как театральный художник, сотрудничал с Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской. Особенное место в его творчестве занимала "Пиковая дама" - Анненков создал декорации и костюмы к спектаклю "Пиковая дама" для театра "Летучая мышь" (1931), затем к опере "Пиковая дама" Чайковского (1942), а в 1960 году полностью оформил балет "Пиковая дама" в постановке Сержа Лифаря.
В конце 1920-х годов произошел разрыв с первой женой Еленой, которая вскоре вернулась обратно в Россию. Второй женой художника стала Валентина Мотылева, бывшая МХТовская актриса. В ателье Анненкова на рю Буало часто бывали гости из советской России – Пастернак, Бабель, Эренбург, Слонимский, Алексей Толстой… Жорж Анненкофф, как его стали величать на французский манер, несмотря на большую востребованность в театральной жизни, а позже и в кинематографе, никогда не бросал живопись. Его картины регулярно появлялись в галереях и салонах, и сегодня многие из них хранятся в частных коллекциях Европы и Америки.
Анненков прекрасно владел словом, писал под псевдонимом Борис Темирязев. Еще до своего отъезда он опубликовал ряд критических статей, посвященных театру, в газете "Жизнь искусства". В 1934 году в Берлине вышел его роман «Повесть о пустяках». А в 1966 году в Нью-Йорке увидела свет его книга "Дневник моих встреч. Цикл трагедий", в которой Анненков описывает свои встречи со многими замечательными личностями - Корнеем Чуковским, Владимиром Маяковским, Ильей Репиным, Михаилом Зощенко, Исааком Бабелем, Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, Анной Ахматовой, Всеволодом Меерхольдом и многими другими.
Бурное развитие кинематографа увлекло Анненкова: так, в 1938 году он принял участие в создании фильма знаменитого германского постановщика Георга Пабста «Драма в Шанхае», позже сотрудничал с ним же в киноленте «Mademoiselle Docteur», где главные роли исполнялись Луи Жуве и Пьером Френе. Его приглашали к сотрудничеству киностудии Франции, Германии, Италии...
Годы немецкой оккупации Анненков провел в Париже, работал над театральными постановками. С 1945 по 1955 год он был президентом Французского синдиката кинематографистов. В 1955-м году Юрия Анненкова и его коллегу Розин Деламар номинировали на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» режиссера Макса Офюльса, с которым художника связывала дружба и сотрудничество в четырех кинолентах. Всего же художник создал костюмы к более чем 50 кинофильмам, в 1951 году увидела свет его книга "Одевая кинозвезд", выпущенная в 2004 году на русском языке издательством МИК.
В последние годы жизни Юрий Анненков сотрудничал с телевизионными каналами западной Германии и Франции, по-прежнему занимался графикой и живописью, создавал иллюстрации для французских журналов. В 1969-70 гг оформил книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова, выходившие в издательстве YMCA-Press.
Юрий Анненков ушел из жизни в возрасте 84 лет и похоронен в Париже.
В 2014 году на аукционе Christie’s портрет литератора Александра Тихонова, директора советского издательства «Всемирная литература», созданный Анненковым в 1922 году, был продан за $6 268 000.