Разделенная почти столетие назад коллекция московского купца и мецената Сергея Ивановича Щукина (1854 — 1936) впервые предстает перед русским зрителем в полном объеме благодаря сотрудничеству двух музеев — Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1949 году эти учреждения получили части ценнейшего собрания. На выставке «Щукин. Биография коллекции» также демонстрируются коллекции трех братьев коллекционера — Дмитрия, Ивана и Петра.
В 1908 году Сергей Щукин открыл галерею в своём особняке в Большом Знаменском переулке, где его собрание могли увидеть все желающие. Он часто принимал посетителей сам и устраивал экскурсии, рассказывая о любимых картинах Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо… Как и тогда, экспозиция в Пушкинском открывается знаменитой картиной Анри Матисса «Танец», одной из трех больших работ, которые Сергей Щукин заказал художнику в 1908 году для холла своего московского особняка.
Танец (II)
1910, 260×391 см
Оговоренными Щукиным и Матиссом темами для трех панно стали танец, купание и игра музыкантов. Купание так и не было написано, а «Музыку» из Эрмитажа на нынешнюю выставку не привезли — побоялись перемещать хрупкую картину. Сегодня, как и в доме Сергея Щукина, «Танец» встречает гостей на самом входе на выставку — шедевру Матисса отдан весь Белый зал музея.
Источник фото.
Голубые танцовщицы
1898, 65×65 см
Вся выставка в Пушкинском музее выстроена вокруг собрания Сергея Щукина, которую кураторы постарались реконструировать в полном смысле этого слова. Экспозиция воссоздает путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Кстати, руководствовался он неизменным критерием: если работа вызывает шок — надо брать!
Каждому большому увлечению коллекционера кураторы посвятили отдельный зал. Выставку открывают импрессионисты, которым Щукин «отдал» шесть лет страстного собирательства. Начав с работы Моне «Скалы в Бель-Иль», он проникся этим направлением и приобрел порядка 50 замечательных работ, включая произведения Ренуара и Дега.
Этим летом Государственный Эрмитаж и Пушкинский музей объединили усилия в создании уникальных масштабных проектов, посвящённых великим русским коллекционерам — братьям Щукиным и братьям Морозовым. Выставки открылись практически одновременно — с 21 июня 2019 в Государственном Эрмитаже начала свою работу экспозиция «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». На выставке представлено 109 художественных произведений из коллекций Эрмитажа и 31 картина из ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранные Иваном и Михаилом Морозовыми.
Жена короля
1896, 97×130 см
Автор каталога коллекции Щукина, искусствовед Яков Тугенхольд, называл развеску работ Поля Гогена в щукинском особняке «гогеновским иконостасом». В следующем зале Пушкинского попытались воссоздать эту характерную шпалерную развеску, которую Щукин использовал для экспонирования 16 работ Гогена. Получилось весьма близко «к тексту».
Источник фото: metronews.ru
Благодаря следующему увлечению Сергея Щукина российские музеи сегодня располагают уникальной подборкой работ лидера фовизма Анри Матисса. Надо сказать, что заказ Щукина на три панно стал для Матисса пропуском в безбедную жизнь, а Сергей Иванович приобрел не только «Танец» и «Музыку», но и 35 произведений мастера, в том числе картины «Нимфа и сатир» и «Игра в шары», большинство из которых представлено на выставке.
«В Париже Матисса, выставившего панно незадолго до приезда Щукина, осмеяли, в газетах появились едкие рецензии и даже карикатуры. Щукин, увидев свой заказ, тоже остолбенел: то ли его смутили обнаженные тела, то ли он просто не смог устоять перед напором общественного мнения. Так или иначе, главный заказчик и друг художника отказался от этих панно и уехал домой с пустыми руками. Критики ликовали, художник поник.
Но не так прост оказался наш Щукин: по дороге в Москву он снова и снова обдумывал случившееся. Он привык побеждать, а не отказываться от вызовов — а ведь эти панно были настоящим вызовом. Наконец, во время остановки, Щукин отправил Матиссу срочную телеграмму: заказ, дескать, заберет, пардон, погорячился. Работы были повешены, где и предполагалось, а некоторое время спустя именно они стали визитной карточкой Матисса…» — из публикации Артхива «Сергей Щукин».
Но не так прост оказался наш Щукин: по дороге в Москву он снова и снова обдумывал случившееся. Он привык побеждать, а не отказываться от вызовов — а ведь эти панно были настоящим вызовом. Наконец, во время остановки, Щукин отправил Матиссу срочную телеграмму: заказ, дескать, заберет, пардон, погорячился. Работы были повешены, где и предполагалось, а некоторое время спустя именно они стали визитной карточкой Матисса…» — из публикации Артхива «Сергей Щукин».
Из произведений Пабло Пикассо коллекционер предпочитал приобретать работы «голубого периода», а также картины нового художественного направления — кубизма (последние представлены отдельно, в Греческом зале). В своем особняке Сергей Щукин отвел работам Пикассо небольшую отдельную комнату, где картины были развешаны достаточно плотно и производили на публику большое впечатление. Всего же Щукин приобрел рекордное количество работ Пикассо — 51 картину, став крупнейшим собирателем произведений гениального испанца.
Следующим увлечением Сергея Ивановича стало творчества Анри Руссо — любимца всех парижских авангардистов, чудака, самоучки и выдающегося колориста.
Нападение ягуара на лошадь
1910, 116×90 см
Завершающая страница — Андре Дерен, которого Щукин, по стечению обстоятельств, застал в самом расцвете творческих изысканий и сумел разглядеть его будущую значимость. Последние приобретения в 1914 году завершили формирование коллекции Сергея Щукина, который в 1918-м эмигрировал во Францию.
Субботний день
1914, 181×229 см
Одна из изюминок выставки в Пушкинском музее — отдельные залы, посвященные братьям Сергея Щукина и их коллекциям. Так, Пётр Иванович Щукин (1853—1912), коллекция которого впоследствии стала частью Государственного исторического музея, отдавал предпочтение историческим реликвиям, ювелирным украшениям и декоративно-прикладному искусству. Современники скептически относились к его собранию, настолько оно было разноплановым и эклектичным. Вместе с тем, Пётр одновременно с братом Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. В 1905 году Петр Иванович подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве и до конца жизни оставался его попечителем.
Обнаженная
1876, 92×73 см
Дмитрий Иванович Щукин (1855 — 1932) собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Картины из его собрания по сей день составляют ядро экспозиции залов искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств, Дмитрий Щукин славился тем, что придавал большое значение провенансу произведений для своего собрания и регулярно возил свои приобретения в Берлин, дабы получить консультации специалистов. После Революции 1917 года Дмитрий Щукин остался в Москве и в 1920 году стал младшим помощником хранителя Первого Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке.
Плоды ревности (Серебряный век)
1530, 56.7×38.5 см
Самый младший из шести братьев, Иван, был одним из тех, кто открыл Сергею Щукину современное французское искусство. Знаток Парижа и его художественной жизни, Иван Иванович предпочитал жизнь во французской столице, а его знаменитые «Щукинские вторники» посещали самые известные представители богемы. Ведя жизнь на широкую ногу, Иван Щукин часто испытывал финансовые трудности и вынужденно продавал что-то из своей коллекции — он собирал книги и картины. Искусствоведы шутят, что большинство сведений о его собрании было почерпнуто из каталогов аукционных распродаж.
Специально для выставки из Будапешта привезли картину Эль Греко, которая была когда-то в коллекции Ивана Щукина.
Специально для выставки из Будапешта привезли картину Эль Греко, которая была когда-то в коллекции Ивана Щукина.
Кающаяся Мария Магдалина
1578, 156.5×121 см
…В августе 1918 года Сергей Щукин вместе с сыном Иваном покинул Москву по фальшивым паспортам. Коллекцию национализировали. Только в апреле 1919 года знаменитый коллекционер, оказавшийся «лицом без гражданства», получил разрешение на въезд в Швейцарию и затем перебрался в Ниццу. В эмиграции он купил только две работы Рауля Дюфи и заказал четыре работы Анри Ле Фоконье. Отношения с художниками, в том числе с Матиссом и Пикассо, были полностью прекращены. В Россию Щукин больше не вернулся.
Выставки воссоединившихся коллекций Щукиных и Морозовых — определенно, главные события нынешнего выставочного сезона. В 2020 году совместная выставка, посвященная коллекциям Морозовых, пройдет в Париже в Фонде Louis Vuitton, где впервые объединятся произведения не только из Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина, но и из Третьяковской галереи. Завершением этого цикла выставок станет показ коллекции Щукина в Петербурге, а коллекций Морозовых — в Москве.
В рамках мероприятий выставки «Щукин. Биография коллекции», которая работает до 15 сентября 2019 года, Пушкинский музей выложил в открытом доступе несколько образовательных программ. В их числе — кураторская лекция доктора искусствоведения и биографа Щукиных, Наталии Семёновой «Сага о Щукине», а также дискуссии «Оппоненты современного искусства» с участием Дмитрия Гутова и «Ценность и цена: искусство как инвестиция». Старинные виды интерьеров галереи Щукина с реконструированными картинами в цвете можно найти в онлайн-проекте Наталии Семеновой.