Клод Моне приезжал в Лондон несколько раз между 1899 и 1901 годом. Он останавливался в гостинице «Савой» и писал из окна номера виды на Темзу: с
мостом Чаринг-Кросс и
мостом Ватерлоо. После обеда он собирал краски и холсты - и отправлялся в больницу Сент-Томас, с террасы которой открывался вид на здание Парламента.
В Лондоне Моне больше всего интересует, конечно, туман и эти особые цветовые эффекты, которые он создает при разном освещении. Туман здесь никогда не бывает одинаковым, он то зеленый, то фиолетовый, то розовый, то голубоватый.
«Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», - пишет Моне жене Алисе. В 1901 году сырая лондонская погода на три недели свалила Моне в постель с лихорадкой и плевритом. Из двух месяцев, проведенных в столице Великобритании в этот раз, он ничего не мог писать добрую половину времени.
По отработанной и привычной системе, Моне начинает лондонскую серию с нескольких холстов для разного времени дня. Но с каждым днем их становится больше - и вот уже у него в работе больше 60 полотен, которые он даже не рассчитывает закончить. Художник надеется хотя бы несколько состояний этого города довести до конца - и не закончит ни одного. Дома Моне увлечен
водными лилиями, он пишет их каждый день - и работа над лондонским циклом затягивается.
О лондонских видах искусствоведы много спорили: не написал ли Моне несколько из них или даже большую часть уже дома, в Живерни, по памяти. Потому что пройдет еще 3 года, прежде чем он посчитает цикл завершенным и позволит арт-дилеру
Полю Дюран-Рюэлю на него взглянуть. Моне больше 60 лет, он уже знаменитый и признанный художник, его новых работ ждут коллекционеры по обе стороны океана. На настойчивые просьбы дилера прислать хотя бы несколько он отвечает:
«Я не могу отправить вам ни одного полотна из Лондона. Мне просто необходимо, чтобы все они были рядом. Я дорабатываю их все вместе».
Ученые Британского королевского общества изучили даты, проставленные на тех письмах Моне к жене, где он говорит о наблюдениях за солнцем. Потом вычислили три возможные точки на террасе больницы Сент-Томас, где мог работать художник. И сопоставили эти координаты с движением солнца в Лондоне в это время года относительно шпилей Парламента. Оказалось, что Моне абсолютно точно передал то, что происходит в небе Лондона. Те же исследователи утверждают, что картины Моне могут стать материалом для нового проекта: по ним можно с большой долей вероятности изучить природу загрязнений, которые создавали туман над британской столицей в конце XIX века.
В 1904 году откроется выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля, посвященная изматывающему лондонскому пленэру Моне, растянувшемуся на несколько лет. На выставке окажутся 37 работ - и большинство из них тут же выкупят американские коллекционеры. Сегодня на Лондонский парламент с чайками можно посмотреть в Пушкинском музее в Москве и в Музее искусств Принстонского университета в Нью-Джерси (
"Здание парламента. Туман и чайки").
Автор: Анна Сидельникова