Описание картины «Жена короля»
Несмотря на бесчисленное количество картин с экзотическими сюжетами, отношения Поля Гогена с Таити были весьма сложными. Их можно сравнить, наверное, с нежными и трепетными чувствами к девочке, в которую влюбился в детстве и полжизни мечтал о бесконечном счастье рядом с ней. Точно так же художник лелеял мечту о своем райском острове. В конце концов, он приехал сюда в 1891 году, разочаровался, через некоторое время сбежал, но потом снова вернулся, чтобы остаться здесь до конца своей жизни, предпочтя фактически жить скорее в своих фантазиях о Таити. И была в этих отношениях, безусловно, мощная эротическая составляющая, центром которой были не столько таитянские женщины, сколько атмосфера острова в целом. И самым полным олицетворением этого эротизма можно назвать картину
«Жена короля».
В своих работах Гоген с одной стороны стремился как можно более точно изобразить богатство таитянской природы, местную культуру и ритуалы. А с другой, со всей свойственной ему фантазией весьма вольно видоизменял окружающую действительность, стараясь «подогнать» ее под собственное видение примитивной культуры, тем самым лишь укрепляя стереотипы и мифы о таитянах.
В реальности в то время увидеть на Таити девушку, подобную героине полотна «Жена короля» было практически невозможно. И тем не менее, благодаря мастерству Гогена она кажется неотъемлемой частью плодородной природы, столь же прекрасной и соблазнительной. Она без стеснения раскинулась на траве, прикрытая лишь клочком белой ткани, в окружении спелых манго. Интересно, что при этом художник выбрал для девушки позу, характерную для традиционных европейских изображений нимф, одалисок и многочисленных Венер (начиная как минимум с XVI века -
1,
2,
3). Таким образом Гоген использовал привычный эротический образ, наполнив его новой экзотической чувственностью.
Автор: Евгения Сидельникова