Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Голубые танцовщицы

Предложить название
1898, 65×65 см • Пастель, Картон

Описание картины «Голубые танцовщицы»

Дега очень просил не говорить речей, когда он умрет. А если кому-то уж очень захочется, сказать что-то предельно простое. Например, «он очень любил рисовать». И это чистая правда. Если что-то и волновало Эдгара Дега по-настоящему и всю жизнь, то это поиски точного рисунка для передачи жеста и движения. Он искал странные ракурсы, сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в жутко неудобные и вывернутые позы – чем сложнее была рисовальная задача, тем с большим азартом Дега за нее брался.

И, конечно, балет задавал рисовальщику Дега ребусы повышенной сложности: сложные позы, гибкие тела, заковыристые театральные перспективы, яркий свет и простор для выбора ракурса, с которого ни один художник еще никогда до этого не писал людей.

«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет – и он прекратит писать совсем, будет наощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.

Балерины и ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию. Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета. «Всему, что я делаю, - говорил Дега, - я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника – все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.

«Голубых танцовщиц» искусствоведы особенно выделяют из всего балетного цикла Эдгара Дега. Не признававший в собственном творчестве ни вдохновения, ни темперамента, Дега явно был несправедлив к себе. Потому что одних «Голубых танцовщиц» достаточно, чтобы говорить о темпераменте и таланте. Эта пастель напоминает обычные зарисовки художников, когда на одном листе изображается схематично и обрывочно одна модель в разных ракурсах. Есть ощущение, что это одна и та же девушка, крутящаяся и волнующаяся перед выходом на сцену. И этот беспокойный круг приготовлений возвращает балету торжественность и праздничность, которую Дега всегда намеренно исключал из своих балетных работ, обращаясь к повседневному и изматывающему труду танцовщиц за кулисами. Эти девушки (или одна) как будто исполняют грациозный ритуальный танец, не менее праздничный и совершенный, чем тот, что минуту спустя они станцуют перед зрителями.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Дева Мария Гваделупская
  • Сбор апельсинов
  • Большая волна в Канагаве
Ссылки на художников
73 работы • 0 комментариев
  • Дама в лиловом
  • Бабье лето
  • Обливание
Fav1
65 работ • 0 комментариев
  • Голубые танцовщицы
  • Двое на лошади
  • Архитектурная фантазия 03
Экзамен
37 работ • 0 комментариев
  • Поцелуй
  • Ирисы
  • Демон сидящий
One love
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Дама в лиловом
23
Дама в лиловом

1908, 102×79 см
Поцелуй
259
Поцелуй

1908, 180×180 см
Ирисы
82
Ирисы

Май 1889, 71×93 см
Архитектурная фантазия 03
2
Архитектурная фантазия 03

1930-е
Комментарии
Sergey Belenky
Sergey Belenky
, 1 июня 2017 05:27 2
"Голубые танцовщицы" - прекрасная и уникальная в своем роде компиляция рисунка на основе фотографий сделанных Дега. Ощущение не обманывает, моделью для этой картины послужили три фото одной и той же танцовшицы.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP