В лондонской галерее Tate Modern до 26 октября проходит крупнейшая за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича. Выставка называется «Малевич: революция русского искусства» и преподносит художника, объявленного на афише русским (по рождению он украинец, по происхождению поляк, а судьба сложилась так, что и советским довелось побывать) в качестве человека, освободившего живопись от обременительной связи с реальностью внешнего мира. «Артхив» перечисляет 10 аргументов в пользу того, что эта выставка заслуживает внимания.
Англичанин в Москве
1914, 88×57 см
1. Автопортреты
Есть версия, что «Англичанин в Москве» — это портрет поэта Алексея Крученых. Но то, что русский — Казимир Малевич — посетил Лондон, известно совершенно точно: на выставке в Tate Modern представлены два его автопортрета. Так что, посетив ее, Малевича вы будете знать не только по сути, но и в лицо.2. Квадраты
Куда же без них! Из Третьяковки в британскую столицу прибыл главный, самый первый из четырех, написанных Малевичем «Черных квадратов»: он был создан еще в 1913-м году. Это именно с него начался переворот в искусстве: даже у кубистов можно отличить пейзаж от портрета, а «Черный квадрат» — это абсолютная свобода от реальности. Это картина, поменявшая правила игры в искусстве. Она и спустя 100 лет вдохновляет художников и смешит, озадачивает неискушенных зрителей.На свидание к этому обитающему в Москве дебютному «Черному квадрату» из Русского музея (Санкт-Петербург) прибыл «Черный квадрат», написанный в 1929-м году. Оттуда же — и красный квадрат, известный также под названием «Женщина в двух измерениях».
3. Икона
На выставке есть и более традиционная, чем «Черный квадрат».
Плащаница
1908, 23×34 см
Куратор проекта Ирия Кандела говорит, что русская православная икона
оказала большое влияние на творчество Малевича: чистые, изолированные друг от друга цвета в супрематизме — родом из традиционной иконописи.
4. Машина времени
Супрематизм Малевича во всеуслышание заявил о себе в Петрограде, на выставке «0,10». На ней Малевич представил несколько десятков своих работ и повесил «Черный квадрат» в так называемый «красный угол» — место, предназначенное в русской избе для иконы: картина, как мы знаем, стала иконой современного искусства и продолжает оставаться ей, несмотря на многочисленные попытки последователей Малевича сделать еще более радикальное заявление о природе изобразительного искусства.Многие картины с той выставки безнадежно утеряны. Но почти все сохранившиеся удалось привезти на выставку в Лондон. Сравните экспозиции 1915 и 2014 годов:
5. Графика
На выставке представлена беспрецедентная коллекция рисунков и набросков Малевича — около двух сотен.6. АРХИТЕКТУРА
В Витебске, куда Малевич приехал, чтобы преподавать в возглавляемом Марком Шагалом Народном художественном училище, он всерьез задумался о том, чтобы построить супрематический мир. И сдал делать абстрактные архитектурные макеты. Что этот мир был бы красивым, можно убедиться на выставке.
7. Малевич-соцреалист
Авторы выставки говорят, что возвращение к фигуративному искусству в конце жизни было продиктовано не только необходимостью выполнять общественный, если не сказать государственный, заказ. Малевич и по своей воле неоднократно отлучался из супрематических абстракций в реальность. Возможно, так он подзаряжался для своих дальнейших вызывающих экспериментов.8. Сувенирная лавка
Тут вы найдете не только постеры, альбомы и традиционные магнитики с репродукциями Малевича, но даже украшения по мотивам его работ — серьги, подвески, броши.9. Мондриан
Раз уж будете в Англии, можно посетить и его выставки — там проходит сразу две. Одна из них — в Tate Liverpool. Организаторы выставки Малевича уверяют, что еще и визит к Питу Мондриану только усилит впечатление от абстрактной живописи.10. Масштаб
Что же касается Малевича, то на его выставку съехались картины со всего света — объехать их самостоятельно и застать все на месте будет непросто: среди них много хитов, которые часто бывают на гастролях. В Tate Modern представлены шедевры Малевича из МоМА (Нью-Йорк) Музея Стейделик (Амстердам), центра Помпиду (Париж) и других знаменитых арт-заведений, включая Государственный Русский музей и Третьяковскую галерею.На афише выставки — «Супремус № 55» Малевича из коллекции Краснодарского краевого художественного музея.