Описание картины «Плащаница»
В 1905 году, не сумев поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Казимир Малевич начинает брать уроки у
Ивана Федоровича Рерберга. Здесь молодой художник знакомится с
Иваном Клюнковым (Клюном), который стал не только близким другом, но и идейным вдохновителем Малевича. Считается, что именно он повлиял на создание Казимиром Севериновичем серии «Эскизы фресковой живописи». Более того, в некоторых источниках утверждается, что
самый первый автопортрет Малевича, написанный в эти годы, - на самом деле портрет Клюна. Эта серия была создана в 1907 году, сразу после импрессионистского периода, картины«Плащаница»,
«Молитва» ,
«Торжество неба»совместили в себе одновременно иконописную технику и некоторые приемы постимпрессионизма.
Для Казимир Севериновича религиозная живопись имела особое значение. Он вспоминал:
«На меня, несмотря на мое натуралистическое воспитание моих чувств к природе, сильное впечатление произвели иконы. Я в них почувствовал нечто родное и чудесное. В них мне показался весь русский народ со всем его эмоциональным творчеством. Я тогда вспомнил свое детство: лошадки, цветочки, петушки примитивных росписей и резьбы по дереву. Я почувствовал некую связь крестьянского искусства с иконным: иконописное искусство – форма высшей культуры крестьянского искусства. Я в нем обнаружил всю духовную сторону «крестьянского времени», я понял крестьян через икону, понял их лик не как святых, а как простых людей».
«Плащаница», хоть и относится к «Эскизам фресковой живописи», отличается от остальных работ из этой серии. Она написана гуашью на бумаге (остальные произведения выполнены темперой на картоне и дереве), цвета здесь более яркие и насыщенные. Если на других картинах изображение будто бы покрыто легкой золотистой дымкой, то в «Плащанице» Малевич использует систему контурного рисунка, четко прорисовывая очертания каждого объекта. Обращаясь к библейскому сюжету, художник придает ему некую сказочную окраску, лишает своего героя узнаваемых черт, свойственных традиционным изображениям Христа, и окружает его фантастическими растениями.
Автор: Евгения Сидельникова