войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

От Франца фон Штука до Фриды Кало: Штеделевский институт устроил эмоциональную «Битву полов»

Вопросы мужской и женской идентичностей — тема ныне актуальная, как никогда. Масштабная выставка «Битва полов: от Франца фон Штука до Фриды Кало» в Штеделевском художественном институте (Франкфурт-на-Майне) представляет отношение художников к этому вопросу в период с середины XIX века и до конца Второй мировой войны. В экспозиции — произведения Франца фон Штука, Макса Либермана, Эдуара Мане, Густава Климта, Эдварда Мунка, Ли Миллер, Сюзанны Валадон и Фриды Кало.
От Франца фон Штука до Фриды Кало: Штеделевский институт устроил эмоциональную «Битву полов»
На фоне споров вокруг этой темы и постоянно меняющихся ролей женщины и мужчины, такой проект должен дать представление о сложности гендерных вопросов и пролить свет на их место в истории искусства.
Традиционные определения мужского и женского полов, как активного / пассивного, рационального / эмоц


Традиционные определения мужского и женского полов, как активного / пассивного, рационального / эмоционального, культурного / природного бурно обсуждались в искусстве периода модерна. Некоторые художники представили своим зрителям преувеличенные гендерные характеристики и закрепили в своих работах стереотипные образцы для подражания. Другие бросили вызов установившимся клише и пытались подорвать их иронией, преувеличениями, маскарадами и смешениями.

Подборка из примерно 150 произведений живописи, скульптуры, графики, фото и кино призвана выделить наиболее яркие художественные позиции и открыть диалог между ними.


Слева: Густав Адольф Мосса, «Она» (1905)

Экспозиция разделена на 12 хронологических этапов и занимает оба этажа выставочного здания. Тематическая последовательность прерывается пятью монографическими «главами». Каждая посвящена отдельному художнику или художнице, в чьём творчестве особо поднималась тема «битвы полов»: Францу фон Штуку, Жанне Маммен, Фелисьену Ропсу, Эдварду Мунку и Ли Миллер.
«Художницы в значительно меньшей степени затрагивали эту тему — особенно в 19-м веке — из-за разницы образовательных и профессиональных возможностей. Это делает произведения женщин на выставке более привлекательными: чаще всего они рассматривали эти вопросы сквозь призму иронии и юмора — несмотря на то, что „битва полов“ непосредственно затрагивала их самих», — говорит куратор Фелисити Корн.
Выставка начинается с вводной секции, посвящённой Адаму и Еве — именно от их библейской истории трад




Выставка начинается с вводной секции, посвящённой Адаму и Еве — именно от их библейской истории традиционно ведёт своё происхождение «битва полов». Наиболее интересные произведения здесь принадлежат Францу фон Штуку, Юлиусу Полсену и Сюзанне Валадон.

Для картины «Адам и Ева» последней позировал возлюбленный — Андре Уттер, который был на 20 лет моложе самой художницы.

Слева: Сюзанна Валадон, «Адам и Ева» (1909)

Многие художники-мужчины видели экзистенциальную угрозу в стремлении женщин к социальному равенству. Их представляли зловещими фигурами, которые всю силу своего обольщения употребляли на ослабление мужчин. К концу XIX века сильные библейские героини — Саломея, Юдифь и Далила — получили культовый статус, благодаря Гюставу Моро, Жану Беннеру, Ловису Коринту и другим.
На рубеже XX века Альфред Кубин, Томас Теодор Гейне и Фелисьен Ропс представляли женщину как беспомощную жертву, полностью отдающуюся на милость мужчины, который демонстрирует свою сексуальную и социальную доблесть.
Яркий пример — скульптура Эмманюэль Фремье «Горилла, похищающая женщину» (1887), которая почти полве



Яркий пример — скульптура Эмманюэль Фремье «Горилла, похищающая женщину» (1887), которая почти полвека спустя вдохновила Мериана Купера на знаменитый фильм «Кинг-Конг».

Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933), реж. Мериан Купер
Кадр из фильма «Кинг-Конг» (1933), реж. Мериан Купер
Противовесом им служат «монографические главы» Жанны Маммен (её ранние работы впервые выставлены в Штеделевской галерее) и Эдварда Мунка. Француженка создала серию произведений по «Искушению святого Антония» Гюстава Флобера, а также изображала Медузу и Саломею. А норвежский художник подчёркивал амбивалентность отношений мужчины и женщины, часто связывая эротизм и любовь с болью и смертью.
Эдвард Мунк. Пепел
Пепел
1894, 120.5×141 см
Следующий раздел выставки отведён периоду либеральной Веймарской республики и увлечению сексуальными преступлениями, а также кругу берлинских дадаистов, таких как Ханна Хёх и Ханс Беллмер. Они изображали искажённые, механические и монструозные фигуры, которые могли шокировать публику, но на деле были критикой буржуазных сексуальных нравов.
  • Жанна Маммен, «Женщина на кресте» (1908 - 1914)
  • Ханна Хёх, «Невеста (Пандора)» (1924 - 1927)
Окончание Первой мировой войны и завоевание права голоса в 1919 году привело к развитию новой активн



Окончание Первой мировой войны и завоевание права голоса в 1919 году привело к развитию новой активной модели женственности. Эти преобразования отражены в портретах кисти Отто Дикса, Эльфриды Лозе-Вёхтлер, Жанны Маммен и Кристиана Шада.

Другой акцент проявился у сюрреалистов — Андре Бретона, Марселя Дюшан и Макса Эрнста, — чьё искусство характеризуется либеральным отношением к сексуальности и в то же время игриво-подрывным подходом к гендерным стереотипам буржуазного общества.




Слева: Макс Эрнст, «Одеяние невесты» (1940)

Фрида Кало представлена на выставке во Франкфурте-на-Майне очень личным и полным символов автопортре
Фрида Кало представлена на выставке во Франкфурте-на-Майне очень личным и полным символов автопортретом «Раненый олень» (1946)
Рекомендуемые художники
Выставка «Битва полов: от Франца фон Штука до Фриды Кало» в Штеделевском художественном институте продлится до 19 марта 2017 года.
По материалам официального сайта Städel Museum и artdaily.com