Традиционные определения мужского и женского полов, как активного / пассивного, рационального / эмоционального, культурного / природного бурно обсуждались в искусстве периода модерна. Некоторые художники представили своим зрителям преувеличенные гендерные характеристики и закрепили в своих работах стереотипные образцы для подражания. Другие бросили вызов установившимся клише и пытались подорвать их иронией, преувеличениями, маскарадами и смешениями.
Подборка из примерно 150 произведений живописи, скульптуры, графики, фото и кино призвана выделить наиболее яркие художественные позиции и открыть диалог между ними.
Слева: Густав Адольф Мосса, «Она» (1905)
Выставка начинается с вводной секции, посвящённой Адаму и Еве — именно от их библейской истории традиционно ведёт своё происхождение «битва полов». Наиболее интересные произведения здесь принадлежат Францу фон Штуку, Юлиусу Полсену и Сюзанне Валадон.
Для картины «Адам и Ева» последней позировал возлюбленный — Андре Уттер, который был на 20 лет моложе самой художницы.
Слева: Сюзанна Валадон, «Адам и Ева» (1909)
Яркий пример — скульптура Эмманюэль Фремье «Горилла, похищающая женщину» (1887), которая почти полвека спустя вдохновила Мериана Купера на знаменитый фильм «Кинг-Конг».
Окончание Первой мировой войны и завоевание права голоса в 1919 году привело к развитию новой активной модели женственности. Эти преобразования отражены в портретах кисти Отто Дикса, Эльфриды Лозе-Вёхтлер, Жанны Маммен и Кристиана Шада.
Другой акцент проявился у сюрреалистов — Андре Бретона, Марселя Дюшан и Макса Эрнста, — чьё искусство характеризуется либеральным отношением к сексуальности и в то же время игриво-подрывным подходом к гендерным стереотипам буржуазного общества.
Слева: Макс Эрнст, «Одеяние невесты» (1940)