Картина «Адам и Ева» Сюзанны Валадон знаменует новый этап в ее творчестве. Это и поворот от рисунка к живописи, и расцвет ее таланта в целом, который позже биографы назовут ее золотыми годами.
А еще «Адам и Ева» – громкое и недвусмысленное заявление о ее новой любви: под видом первых людей Сюзанна Валадон изобразила себя и Андре Уттера. Приятель ее сына, младше самой художницы на 21 год, он стал главной любовью ее жизни.
Это ню весьма отличается от многочисленных изображений обнаженной натуры, за которые Валадон неоднократно была упрекаема, мол, женщин намеренно уродует. Картина «Адам и Ева» – другая история. Женщина здесь полна жизненных сил, красива, стройна и весьма довольна. Так и хочется сказать, что она «как в раю», но, собственно, почему «как»?
Библейскую линию первых людей обычно показывают либо как блаженное пребывание в Эдемском саду, либо в момент грехопадения (настроение, соответственно, «ой, что будет»), либо уже изгнание из рая, когда герои понимает, что ничего хорошего им в ближайшее время точно не светит. Ева Сюзанны Валадон блаженствует, Адам же выглядит слегка напряженным. С одной стороны, мы можем опознать излюбленный прием Валадон при изображении пары или группы людей – как правило, они кажутся разъединенными, часто смотрят в разные стороны. Хотя в данном случае это не основная причина. Скорее, Адам Сюзанны Валадон напрягся потому же, почему напрягались множество других Адамов, изображенных задолго до него.
Похоже, они предчувствуют: ох, не всё гладко с этим яблоком! Точно будет какая-то "подстава", мог бы сказать любой из этих мужчин (1, 2, 3, 4, 5), употребляй он такие выражения (и опасались они, как мы знаем, не зря).
Автор: Алена Грошева
Читайте также: Штрихи к портрету: понять скандальную Сюзанну Валадон