29 июня Русский музей представил гостям и жителям Санкт-Петербурга крупнейшую за последние годы выставку автопортрета в русском искусстве. Кураторы собрали более 200 ярких работ знаменитых живописцев, графиков и скульпторов, воссоздавая последовательную и увлекательную историю русского автопортрета от начала XVIII века до наших дней. Посетителей ждут работы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича и не только
Автопортрет — зеркало, отражающее не только мир личности художника, но и его представление о миссии творца, значении искусства в жизни современников. Актуальность этого жанра возрастает с каждым поколением.
Читайте также: Познать себя: 10 самых известных автопортретов
Многие сравнивают живописный жанр автопортрета с современным увлечением селфи — мгновенным запечатлением себя на фотографии. Однако между этими способами самовыражения определенно есть большая разница. Вряд ли художники пишут автопортреты лишь для того, чтобы мгновенно оповестить весь мир о том, где они побывали или с какой знаменитостью повстречались. Автопортрет
можно назвать весьма интимным видом искусства — ведь художник, перенося на холст свой собственный облик, вынужден встретиться с самим собой лицом к лицу, часами вглядываясь в зеркало.
Андрей Матвеев. Автопортрет
с женой. 1729
Это первый автопортрет в русской живописи, созданный как свидетельство высокой самооценки своей роли творца в стране и среде, где художник практически ничем не отличался от ремесленника.
Это первый автопортрет в русской живописи, созданный как свидетельство высокой самооценки своей роли творца в стране и среде, где художник практически ничем не отличался от ремесленника.
Автопортрет
1848, 64.1×54 см
Рядом с признанными шедеврами представлены значительные и наиболее яркие работы других, менее знаменитых живописцев, графиков и скульпторов, которые не менее интересны зрителю. Ведь жанр автопортрета — вневременное явление. Автопортрет
тем и отличается от портрета, что в последнем художник пишет стороннюю натуру, зачастую руководствуясь пожеланиями заказчика. Отображая на холсте себя самого, можно попробовать передать все, что не скажешь словами. И не всегда автопортрет — приятное художество; вот где муки творческие сплетаются с внутренним напряжением!
Фото с выставки «Моё я. Автопортрет
в собрании Русского музея"
Здесь и далее — источник: страница Русского музея в соцсети Фейсбук; фото: Татьяна Горд
Здесь и далее — источник: страница Русского музея в соцсети Фейсбук; фото: Татьяна Горд
Девушка со свечой. Автопортрет
1911, 72×56 см
Автопортрет
с сестрой. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Автопортрет
имеет настолько большое значение в структуре самосознания личности, что на этот аспект обратили внимание психологи. Так, Роберт Бернс, известный американский психолог, на протяжении многих лет изучал связь, которая существует между эмоциональным состоянием человека и его рисунками. Он разработал тест, который так и называется — «Автопортрет»: при его выполнении испытуемому предлагается нарисовать себя одного, или с членами семьи, или с коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Роберт Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Таким образом, психологи считают, что автопортрет — ключ к практическому изучению особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности. С учетом вышесказанного выставка в Русском музее просто таки неоценима: придите и попробуйте узнать, что же думал каждый из 200 художников, когда создавал свой собственный автопортрет
?
Автопортрет
1933, 73×66 см
Фото с выставки «Моё я. Автопортрет
в собрании Русского музея»
Автопортрет
1927, 80×65 см
Обязательно найдите время и для посещения выставки «Круг Петрова-Водкина» в Русском музее. Экспозиция представляет Петрова-Водкина не только как художника, но и как выдающегося педагога с собственной интересной философией, отражения которой представлены на картинах самого мастера и его учеников. Подробности читайте в нашем материале, а выставка работает до 22 сентября 2016.
Василий Тропинин. Автопортрет
. 1830
Григорий Сорока. Автопортрет
. 1840−50гг.
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов, учитель крепостного художника Григория Сороки, просил у его барина, Николая Милюкова, дать вольную своему любимому ученику, но так и не смог этого добиться. Что Сорока хотел сказать своим автопортретом? Что тоскует по воле? Что Академия художеств осталась только в мечтах?..
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов, учитель крепостного художника Григория Сороки, просил у его барина, Николая Милюкова, дать вольную своему любимому ученику, но так и не смог этого добиться. Что Сорока хотел сказать своим автопортретом? Что тоскует по воле? Что Академия художеств осталась только в мечтах?..
Автопортрет (вариант II)
1811, 56 см
Впервые (!) на временной выставке разрешена фотосъемка
И все-таки от селфи никуда не деться. «Так пусть этот фотожанр послужит популяризации искусства!» — наверное, именно так думали кураторы выставки, когда объявили конкурс… селфи «Моё я». Впервые (!) на временной выставке разрешена фотосъемка, и музей предлагает подойти к этой возможности максимально творчески! Условия конкурса ищите здесь.
На фото: Директор Русского музея Владимир Александрович Гусев и работа Аркадия Петрова «Автопортрет».
Выставка «Моё я. Автопортрет
в собрании Русского музея» расположилась в корпусе Бенуа
и продолжит работу до 22 августа 2016 г.
и продолжит работу до 22 августа 2016 г.
Использованы материалы пресс-релиза Русского музея. Титульная иллюстрация: Зинаида Серебрякова. Автопортрет
в белой кофточке 1922 (деталь)