войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Круг Петрова-Водкина: выставка "званцевцев" в Русском музее

Известны школы живописи, которые объединяли последователей художников — Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина, а также круг учеников Кузьмы Петрова-Водкина — «званцевцев». Выставка в Русском музее представляет Петрова-Водкина еще и как педагога с собственной интересной философией, отражения которой видим на картинах самого мастера и его учеников.
Круг Петрова-Водкина: выставка "званцевцев" в Русском музее
«Купание красного коня», «Смерть комиссара», портреты Анны Ахматовой и Владимира Ленина — знаковые вехи творчества Кузьмы Петрова-Водкина. Однако наряду с собственным творческим гением Петров-Водкин вошел в историю русской и мировой культуры еще и как великий педагог, который за более чем два десятилетия воспитал сотни учеников. Его концепция обучения была принята в качестве официальной программы живописного факультета Академии художеств. Хороша она или плоха, судить не нам, но для своего времени это было большое признание педагогического таланта выдающегося художника.
Александр Самохвалов. «Головомойка». 1923
Александр Самохвалов. «Головомойка». 1923
В 1910 году Лев Бакст пригласил Кузьму Сергеевича возглавить вместо него известную петербургскую художественную школу Елизаветы Званцевой. И выставка показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно старшим товарищем по искусству. Дмитриев, Самохвалов, Чупятов, Соколов, Эвенбах, Эфрос, Лермонтова, Шихманова — список учеников Петрова-Водкина велик, причем во всех отношениях.
Фавста Шихманова, «Портрет балерины». Середина 1910-х
Фавста Шихманова, «Портрет балерины». Середина 1910-х
Быть учеником Петрова-Водкина означало пройти определенный профессиональный ценз. «Я не плодил дилетантов», — свидетельствовал художник.
Леонид Чупятов, «Белый натюрморт». 1936
Леонид Чупятов, «Белый натюрморт». 1936
Художники масштаба Петрова-Водкина очень часто не имеют учеников; а вот Кузьма Сергеевич дал своим многочисленным последователям большой теоретический задел, в основу которого легли его собственные открытия. Теория цвета — так называемая «трехцветка» Петрова-Водкина, — развивала колористическое восприятие у художников. Написать модель всего лишь одним цветом — синим, красным или желтым, — было любимым практическим заданием мэтра; он называл этот стиль «монохромос». Картины, которые написаны по системе «сферической перспективы», создают ощущение взгляда с высоты на округлую поверхность планеты. Необычные ракурсы, падающие фигуры и предметы нашли свое отражение не только в творчестве «званцевцев», но также и в раннем советском фотографическом авангарде, и далее — в принципах киномонтажа.

Картины готовятся занять свои места на выставке

  • Надежда Лермонтова. "Обнаженный мальчик". 1910
  • Кузьма Петров-Водкин. "Играющие мальчики" (оба фото - Александра Поляновская)
Павел Голубятников, «Самолет над селом». 1926−1927
Павел Голубятников, «Самолет над селом». 1926−1927
В своей книге «Пространство Эвклида», касаясь происхождения теории «сферической перспективы» и обосновывая ее психологически, Петров-Водкин рассказывает, что как-то раз в юности, бросившись на землю, он случайно обратил внимание на совершенно новое впечатление от пейзажа, полученное в момент падения: «Я увидел землю как планету».
Разработанная же им система восприятия пространства и способ его претворения в живописи позволяли, по убеждению Петрова-Водкина, в любом холсте сохранять «планетарное» ощущение связи конкретного объекта изображения с необъятными просторами Вселенной.
Владимир Дмитриев, «Богоматерь на фоне Москвы». 1920
Владимир Дмитриев, «Богоматерь на фоне Москвы». 1920
Понятие «Круг Петрова-Водкина» предстаёт подвижным и многосоставным. На выставке можно увидеть работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.
Раиса Котович-Борисяк, «Портрет А. А. Шибинского». 1917
Раиса Котович-Борисяк, «Портрет А. А. Шибинского». 1917
Русский музей — не первый, кто проводит ретроспективу работ учеников Петрова-Водкина. Недавно в галерее Галеева завершила свою работу большая экспозиция, на которой были представлены работы более 40 художников. По словам Ильдара Галеева, подготовка к выставке продолжалась около 10 лет. К удачной попытке обобщить опыт школы добавилось двухтомное издание, общей задачей которого можно назвать осмысление феномена Школы Петрова-Водкина. Изданная небольшим тиражом в 700 экземпляров, монография представляет несомненный интерес для исследователей русского художественного искусства начала ХХ века; автор-составитель — Ильдар Галеев.
Алексей Зернов, «Портрет натурщицы». 1926
Алексей Зернов, «Портрет натурщицы». 1926
Монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн» — очен

Монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн» — очень детальное и тщательное исследование, в подготовке которого участвовало более тридцати музеев России и зарубежья, а также ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века.
Фото: ggallery.ru

Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Круг Петрова-Водкина» в корпусе Бенуа Русского музея будет работать до 22 сентября 2016 года.
При подготовке использованы материалы пресс-релиза Русского музея, страницы музея в социальной сети Фейсбук, а также ресурса kozma-petrov.ru.
Титульная иллюстрация: Кузьма Петров-Водкин, «Полдень». 1917