Известны школы живописи, которые объединяли последователей художников — Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина, а также круг учеников Кузьмы Петрова-Водкина — «званцевцев». Выставка в Русском музее представляет Петрова-Водкина еще и как педагога с собственной интересной философией, отражения которой видим на картинах самого мастера и его учеников.
Автопортрет
1927, 80×65 см
«Купание красного коня», «Смерть комиссара», портреты Анны Ахматовой и Владимира Ленина — знаковые вехи творчества Кузьмы Петрова-Водкина. Однако наряду с собственным творческим гением Петров-Водкин вошел в историю русской и мировой культуры еще и как великий педагог, который за более чем два десятилетия воспитал сотни учеников. Его концепция обучения была принята в качестве официальной программы живописного факультета Академии художеств. Хороша она или плоха, судить не нам, но для своего времени это было большое признание педагогического таланта выдающегося художника.
Александр Самохвалов. «Головомойка». 1923
В 1910 году Лев Бакст пригласил Кузьму Сергеевича возглавить вместо него известную петербургскую художественную школу Елизаветы Званцевой. И выставка показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм
и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно старшим товарищем по искусству. Дмитриев, Самохвалов, Чупятов, Соколов, Эвенбах, Эфрос, Лермонтова, Шихманова — список учеников Петрова-Водкина велик, причем во всех отношениях.
Фавста Шихманова, «Портрет балерины». Середина 1910-х
Быть учеником Петрова-Водкина означало пройти определенный профессиональный ценз. «Я не плодил дилетантов», — свидетельствовал художник.
Леонид Чупятов, «Белый натюрморт». 1936
Художники масштаба Петрова-Водкина очень часто не имеют учеников; а вот Кузьма Сергеевич дал своим многочисленным последователям большой теоретический задел, в основу которого легли его собственные открытия. Теория цвета — так называемая «трехцветка» Петрова-Водкина, — развивала колористическое восприятие у художников. Написать модель всего лишь одним цветом — синим, красным или желтым, — было любимым практическим заданием мэтра; он называл этот стиль «монохромос». Картины, которые написаны по системе «сферической перспективы», создают ощущение взгляда с высоты на округлую поверхность планеты. Необычные ракурсы, падающие фигуры и предметы нашли свое отражение не только в творчестве «званцевцев», но также и в раннем советском фотографическом авангарде, и далее — в принципах киномонтажа.
Павел Голубятников, «Самолет над селом». 1926−1927
В своей книге «Пространство Эвклида», касаясь происхождения теории «сферической перспективы» и обосновывая ее психологически, Петров-Водкин рассказывает, что как-то раз в юности, бросившись на землю, он случайно обратил внимание на совершенно новое впечатление от пейзажа, полученное в момент падения: «Я увидел землю как планету».
Разработанная же им система восприятия пространства и способ его претворения в живописи позволяли, по убеждению Петрова-Водкина, в любом холсте сохранять «планетарное» ощущение связи конкретного объекта изображения с необъятными просторами Вселенной.
Владимир Дмитриев, «Богоматерь на фоне Москвы». 1920
Понятие «Круг Петрова-Водкина» предстаёт подвижным и многосоставным. На выставке можно увидеть работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.
Раиса Котович-Борисяк, «Портрет А. А. Шибинского». 1917
Русский музей — не первый, кто проводит ретроспективу работ учеников Петрова-Водкина. Недавно в галерее Галеева завершила свою работу большая экспозиция, на которой были представлены работы более 40 художников. По словам Ильдара Галеева, подготовка к выставке продолжалась около 10 лет. К удачной попытке обобщить опыт школы добавилось двухтомное издание, общей задачей которого можно назвать осмысление феномена Школы Петрова-Водкина. Изданная небольшим тиражом в 700 экземпляров, монография представляет несомненный интерес для исследователей русского художественного искусства начала ХХ века; автор-составитель — Ильдар Галеев.
Алексей Зернов, «Портрет натурщицы». 1926
Монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн» — очень детальное и тщательное исследование, в подготовке которого участвовало более тридцати музеев России и зарубежья, а также ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века.
Фото: ggallery.ru
Выставка «Круг Петрова-Водкина» в корпусе Бенуа Русского музея будет работать до 22 сентября 2016 года.
При подготовке использованы материалы пресс-релиза Русского музея, страницы музея в социальной сети Фейсбук, а также ресурса kozma-petrov.ru.
Титульная иллюстрация: Кузьма Петров-Водкин, «Полдень». 1917
Титульная иллюстрация: Кузьма Петров-Водкин, «Полдень». 1917