17 сентября миланский Палаццо Реале открыл в своих залах великолепную выставку «От Рафаэля до Шиле» из коллекции Музея изобразительного искусства в Будапеште. Событие исключительное — гостят 76 шедевров величайших мастеров XVI—XX веков: Леонардо да Винчи, Дюрера, Тинторетто, Кранаха Старшего, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Гойи, Веласкеса, Мурильо, Каналетто, Моне, Гогена, Сезанна, Родена!
«В прошлом году на Рождество с большим успехом прошла выставка работ Рафаэля во Дворце Марино в Милане во многом благодаря будапештскому музею, который предоставил картину „Мадонна Эстерхази“ из своей коллекции. Сегодняшняя выставка стала еще одним подтверждением тесного сотрудничества муниципалитета Милана и Музея искусств в Будапеште» — Филиппо дель Корно, комиссар по вопросам культуры.
На нынешней выставке прекрасная «Мадонна Эстерхази» Рафаэля вновь в центре внимания!
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Мадонна Эстерхази)
1508, 28.5×21.5 см
Экспозиция занимает шесть залов, каждый из которых посвящен определенному периоду и направлению, начиная от эпохи Возрождения и заканчивая экспрессионизмом. Воспользуемся замечательной возможностью и совершим небольшое путешествие по истории искусства с самыми яркими картинами венгерской коллекции!
Итальянский Ренессанс
представлен двумя работами, противоположными друг другу по настроению и темпераменту. Умиротворение и совершенная красота Мадонны Рафаэля против неистовой ярости и гнева воинов Леонардо да Винчи.
Головы двух воинов. Эскиз к работе "Битва при Ангиари"
1505, 19.1×18.8 см
Среди картин фламандских и немецких художников Северного Возрождения, отмеченного Реформацией, завораживает «Саломея» Кранаха Старшего, и ранний портрет
Дюрера.
Саломея с головой Иоанна Крестителя
1530, 87×57 см
Портрет мужчины
1504, 43×29 см
Целый зал посвящен живописи Венецианской республики — расцвету венецианской школы в XVI веке. Картина «Ужин в Эммаусе» Тинторетто находится рядом с портретом Тициана. Когда-то Тинторетто определил свою программу и написал ее на стене собственной мастерской: «Колорит Тициана, рисунок Микеланджело».
Ужин в Эммаусе
1543, 156×212 см
А Тициан своим ученикам говорил такую заповедь: «Кто хочет стать живописцем, должен знать три основные краски: белую, красную и черную, и уметь работать ими».
Портрет Маркантонио Тревизани
1555, 100×87 см
Среди венецианцев встречаем картины Эль Греко: художник учился какое-то время в Венеции в мастерской Тициана. Его картина «Кающаяся Мария Магдалина» словно соткана из множества оттенков сиреневого цвета и излучает особое, будто фосфоресцирующее свечение — фирменный знак художника.
Кающаяся Мария Магдалина
1578, 156.5×121 см
Христос и самарянка
1597, 76.5×63.5 см
В зале раннего барокко
начала XVII века можно сравнить национальные школы Испании, Италии и Фландрии по картинам величайших из художников: Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка и Джентилески.
Сцена в таверне
1619, 96×122 см
Обращаем внимание на картину Веласкеса «Сцена в таверне»: чувствуется влияние Караваджо!
Муций Сцевола перед царем Порсеном
1620, 187×156 см
На картине итальянской художницы Артемизии Джентилески разыграна драма. Художница сама пережила трагедию: флорентийский художник Агостино Тасси, в мастерской которого она училась, обесчестил молодую ученицу. Артемизия подала в суд и пережила унизительное публичное разбирательство, которое закончилось мягким приговором — годом тюрьмы для Тасси. Разочарованная художница на картинах вершила свое «правосудие»: главных героев своих картин, таких, как «Иаиль и Сисара» или «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» она изображала с лицом Агостино Тасси.
Иаиль и Сисара
1620, 86×125 см
Портрет супружеской пары
1618, 112×131 см
Женский портрет
1620, 67.5×74 см
Рембрандт «Саския, сидящая у окна», 1635−1638, Музей изобразительного искусства в Будапеште
Далее в XVIII веке в истории искусства — продолжение барокко
и развитие жанров портрета, мифологических сцен и появление городских видов с непревзойденными картинами Каналетто, которые путешественники покупали в Венеции как открытки на память о городе-празднике.
Мол в Доло
1756, 30.5×44.5 см
Явление святого Иакова в битве при Клавихо
1750, 317×163 см
Купание Вирсавии
1720-е
, 118.5×199 см
Портрет жены Хуана Агустина Бермудеса
1793, 121×84.5 см
В последнем зале собраны картины самых разнообразных стилей второй половины ХІХ века — начала ХХ века, которые каждое десятилетие сменяли друг друга — импрессионизм
Моне, постимпрессионизм
Сезанна и Гогена, символизм
Беклина и экспрессионизм Шиле.
Рыбацкие лодки
1886, 73×92.5 см
Майский пикник (Завтрак на траве)
1873, 127×162.5 см
Буфет
1877, 65×81 см
Черные свиньи
1891, 91×72 см
Две женщины в объятиях друг друга (Друзья)
1915, 48×32.7 см
Выставка продлится во Палаццо Реале в Милане с 17 сентября 2015 до 7 февраля 2016 года.
А пока венгерские «звезды» блистают в Милане, музей в венгерской столице закрылся на длительную реставрацию до 2018 года. Так что, вероятно, нам следует ждать анонсов и из других городов, где будут гостить картины знаменитой коллекции.
По материалам сайта artdaily.com
По материалам сайта artdaily.com