В Государственном музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина открылась долгожданная выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Большая часть картин экспозиции принадлежит фонду Роберто Лонги — легендарного коллекционера, вновь открывшего миру творческий гений Караваджо.
Открытие выставки. Фото с официальной страницы ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сразу оговоримся: в экспозиции работа самого Караваджо — одна. Однако представленная музеем и фондом экспозиция является фактически продолжением и развитием незабываемой миланской выставки «Караваджо и караваджисты», придуманной и реализованной Роберто Лонги в далеком 1951 году. Именно тогда Лонги назвал Караваджо «первым современным художником». Впрочем, для самого коллекционера, критика и искусствоведа великий художник эпохи Возрождения стал современником гораздо раньше. В 1911 году, будучи студентом Туринского Университета, Роберто выбрал работы малоизвестного и редко упоминаемого Караваджо темой своей дипломной работы.
Оплакивание тела Христа
1615, 90.3×73.8 см
«Можно сказать, Караваджо — равно Роберто Лонги. Он изучил все этапы его творчества, все его произведения. Его, безусловно, можно назвать первооткрывателем Караваджо. Потому что для того, чтобы его переоткрыть, нужна была сильная личность искусствоведа, чтобы разделить академическую традицию и новаторскую живопись Караваджо»
Президент фонда Роберто Лонги Мина Грегори
Президент фонда Роберто Лонги Мина Грегори
Томазо Салини. Коронование терновым венцом. Ок. 1610. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Почитатели творчества Караваджо не ошибутся, если сочтут — а именно так и задумано музеем, — что выставка «Караваджо и последователи» является логическим продолжением знаменитой выставки произведений великого итальянского художника в ГМИИ им. Пушкина зимой 2011 года. Тогда, чтобы увидеть всего 11 привезенных из Италии работ мастера, в мороз и снег у музея выстраивались километровые очереди.
На фото: Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Открытие выставки
Давид тянущий голову Голиафа
XVII век
Барталомео Пассероти
«Продавцы птицы». 16 век.
«Мы поняли, что у нас есть возможность придать объем этим знаниям и сделать следующий шаг — сделать выставку последователей Караваджо, рассказать о том, как повлиял этот уникальный художник вообще на много поколений художников. Интернациональных, причем, художников»
Директор ГМИИ имени Пушкина
Марина Лошак
Еще одной «изюминкой» выставки является тот факт, что экспонаты коллекции Лонги публично не выставляются. Коллекция хранится на вилле Лонги во Флоренции, и работать с нею по предварительной заявке могут только специалисты- искусствоведы. Картины из коллекции попадают на выставки очень редко, и каждый раз это является событием международного уровня.
В экспозиции представлено 30 работ из коллекции Роберто Лонги, среди которых безусловный шедевр самого Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей», а также 20 полотен из собрания ГМИИ им Пушкина. Зритель сможет увидеть работы авторов, на которых повлияло творчество «неприкаянного итальянца», сравнить уровни исполнения и индивидуальный почерк последователей Караваджо из Италии, Франции, Голландии и Испании.
Исцеление Товита
1640-е
, 207×155 см
Ключевым полотном экспозиции стал, конечно же, «Мальчик, укушенный ящерицей». Несмотря на то, что это полотно принадлежит к ранним работам мастера, уже очевидны характерные и новаторские направления творчества Караваджо — очень тщательный, до натурализма в деталях, интерес к реальности и внимание к действию, моменту, состоянию героев. Эти два аспекта будут основой для всех его последующих работ. В картине есть все, за что мы ценим мастера: энергия, светотень, напряжение момента, и у зрителя не остается никаких сомнений в том, что это — правдивая история, показанная «здесь и сейчас».
Мальчик, укушенный ящерицей
1594, 65.8×52.3 см
Читайте также наш специальный материал «Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике»
В силу характера и образа жизни у Караваджо не было не только учеников — у него не было даже мастерской. Самое понятие «караваджизм» появилось гораздо позже, после смерти художника в конце XIX века. Однако, последователи у него есть, и их немало. Пройдясь по залам экспозиции, можно заметить, сколько художников из разных стран черпали из творчества Караваджо необходимые для совершенствования приемы и акценты.
«Это неожиданные встречи произведений, находящихся в совершенно разных странах, разных концах мира. Они встречаются в рамках этой выставки впервые, и это уникальная возможность. Зритель должен использовать ее для сопоставления, сравнения»
Куратор выставки Виктория Маркова.
Куратор выставки Виктория Маркова.
Так, испанский караваджизм
представляет Хусепе Рибера (1591- 1652), работавший в Неаполе и, возможно, видевший в своей юности самого Караваджо. На выставке представлены шесть его полотен серии «Апостолы и спаситель»; из них пять находятся в коллекции Лонги, а одна — в Пушкинском музее. Надо отметить, что одно из полотен Риберы отреставрировано специально для этой выставки.
Святой апостол Фома
XVII век
Северный караваджизм
представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595−1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника, долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600−1650) — «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции выставлен и признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591−1632) — один из лучших образцов творчества французского художника.
Отречение святого Петра
1620, 119×172 см
Немалым сюрпризом для посетителей выставки станет премьера большой алтарной композиции Джованни Бальоне (1566−1643), учителя Томмазо Салини. Она была приобретена для собрания ГМИИ им Пушкина совсем недавно, в конце 2014 года, и ранее не экспонировалась.
Открывшаяся выставка стала большим культурным событием не только для Москвы, но и для всей России — и это отнюдь не преувеличение. Столь тщательно отобранной, выверенной экспозиции, посвященной такому явлению, как «караваджизм», в стране еще не было.
Христос и Кайафа
1615, 78×104 см
Выставка продлится до 10 января 2016 года, но мы бы рекомендовали не затягивать с посещением и обратить особе внимание на сборные экскурсии по выставке, которые проводят по вторникам, четвергам и субботам. Зная подоплеку картин, занимательные факты о мастерах и о движении в целом, вы сможете лучше оценить представленные шедевры, и проведете время на выставке с пользой и интересом.
Главная иллюстрация новости: Геррит ван Хонтхорст. «Пастух и пастушка».
ГМИИ им. А.С. Пушкина