Бисер — одно из самых старых изобретений человечества. Ученые не могут сказать, что появилось раньше — каменный иди стеклянный бисер. Но обе разновидности имеют очень древнюю историю. Широкие ожерелья-нагрудники, которые носили египетские фараоны, состояли из каменного и стеклянного бисера. Эти бусины всегда использовались для создания украшений и отделки одежды. Но в XVII веке появилось еще одно направление — вышивка картин. Мастерицы создавали целые полотна — пейзажи, иконы и т. д. Это направление популярно и сегодня — можно купить картину бисером на любую тематику. Это могут быть даже репродукции картин известных мастеров.
Стеклянный бисер: немного истории
Бисер из стекла — одно из древнейших изобретений человечества. Считается, что этой технологии насчитывается не меньше 6 тысяч лет. В те времена стекло буквально «варили» на кострах, поместив массу в горшки из огнеупорной глины. В основе — смесь из кварцевого песка, извести, соды и мела. При разогреве она превращалась в густую вязкую массу, из которой потом вытягивали сравнительно тонкие нити — их навивали на еще более тонкий стержень из меди. Его толщина соответствовала диаметру будущего отверстия. Потом стержень вынимали, а бусины проходили ручную обработку.Ожерелье. Древний Египет. Источник фото
Для производства бисера использовали и другой способ — вытянутую нить расплющивали так, чтобы получалось плоская полоска и ею обвивали медную проволоку. Затем получившуюся трубочку нарезали на маленькие кусочки. Каждую бусину обрабатывали отдельно — только представьте, какой это труд!
Чтобы получить серебристый бисер, использовали расплавленное олово или амальгаму, а золотистый — раствор железного купороса слабой концентрации. Более дорогие бусины делали с раствором хлористого золота, но встречались и бусины, полностью отлитые из драгоценного металла, украшенные эмалью и мелкими камнями.
Долгие годы центром производства бисера оставалась Венеция. Секреты венецианских стеклодувов строго охранялись. Но в XVIII веке бисер стали делать в Богемии. Если в Венеции для изготовления стекла использовали соду, то в Богемии — поташ. Обработка производилась в холодном виде — тогда на богемский бисер начали наносить грани. В России производство пытался организовать Михаил Ломоносов. Но в империи производили в основном «бабий» бисер — довольно крупные бусины, которыми расшивали крестьянские костюмы. Аристократки же покупали мелкий бисер, который особенно активно начали завозить в страну после 1812 года.
Тогда нельзя было купить готовую картину бисером, каждая рукодельница вышивала ее сама. На одну работу требовалось 20−30 сортов бисера разного цвета, а иногда даже размера и вида (например, прозрачного и непрозрачного). Сегодня не всегда удается получить представление о том, какими были готовые работы. Хотя стекло хранится лучше, чем шерсть и шелк, оно тоже со временем разрушается. Лучше всего в вышивках той эпохи сохранились черные и желтые бусины. Но производители предлагали широкий ассортимент, близкий к палитре художника. Просто не все бусины дожили до нашего времени. Например, голубые разрушаются быстрее в силу особенностей технологии (они делались из легкоплавкого стекла).
Чтобы получить серебристый бисер, использовали расплавленное олово или амальгаму, а золотистый — раствор железного купороса слабой концентрации. Более дорогие бусины делали с раствором хлористого золота, но встречались и бусины, полностью отлитые из драгоценного металла, украшенные эмалью и мелкими камнями.
Долгие годы центром производства бисера оставалась Венеция. Секреты венецианских стеклодувов строго охранялись. Но в XVIII веке бисер стали делать в Богемии. Если в Венеции для изготовления стекла использовали соду, то в Богемии — поташ. Обработка производилась в холодном виде — тогда на богемский бисер начали наносить грани. В России производство пытался организовать Михаил Ломоносов. Но в империи производили в основном «бабий» бисер — довольно крупные бусины, которыми расшивали крестьянские костюмы. Аристократки же покупали мелкий бисер, который особенно активно начали завозить в страну после 1812 года.
Тогда нельзя было купить готовую картину бисером, каждая рукодельница вышивала ее сама. На одну работу требовалось 20−30 сортов бисера разного цвета, а иногда даже размера и вида (например, прозрачного и непрозрачного). Сегодня не всегда удается получить представление о том, какими были готовые работы. Хотя стекло хранится лучше, чем шерсть и шелк, оно тоже со временем разрушается. Лучше всего в вышивках той эпохи сохранились черные и желтые бусины. Но производители предлагали широкий ассортимент, близкий к палитре художника. Просто не все бусины дожили до нашего времени. Например, голубые разрушаются быстрее в силу особенностей технологии (они делались из легкоплавкого стекла).
Экспонат выставки «Ремесло как искусство. Бисер» (коллекция бисера Сергиево-Посадского музея-заповедника)
Бисер в технике клуазоне и назар
Если вы хотите купить картину из бисера, то скорее всего ищете полотно, расшитое стеклянными бусинами. Но для украшений используют и более интересные виды бисера, например, клуазоне. Это бусины, изготовленные в одноименной технике, которая предполагает, что в бусине изначально сделаны проволочные сектора, которые потом заливают горячей эмалью. Она застывает, и получается стекловидное покрытие.Интересно, что клуазоне — это очень древняя техника, она использовалась в Китае и Византии, получила широкое распространение в Европе. В старину такими бусинами украшали одежду, а сама методика также применялась для отделки оружия. Позже она приобрела более утилитарный характер — в Советском Союзе, например, из нее делали значки ГТО.
В Турции используют еще одну интересную технику. Многие видели трехцветные бусины с «глазком», они называют «назар». Такие бусины в доисламский период нашивали на одежду. Их и сегодня делают вручную из стекла трех оттенков.
Картины бисером: плоды досуга или "мещанское" искусство
Бисерные картины в дореволюционной России стали популярными в конце XVIII века. Все сохранившиеся работы того времени сделаны из венецианского или богемского бисера. Первый был гладкий и круглый, второй — граненый. В первой половине XIX века в моду входит стиль бидермейер , «мещанский» стиль, и популярность бисерного рукоделия растет.К тому времени технологии уже позволяют выпускать канву и бумажные схемы, облегчающие процесс вышивки. Но она все равно оставалась трудоемким делом. На одну картину небольших размеров уходило до 15 000 бисеринок, а иголки в те времена выпускали достаточно толстые, их «ушки» не могли пройти в мелкие бисеринки. Нужно было сначала втянуть нитку в отверстие в бусину, затем продеть нитку в игольное ушко и пришить бусинку, а потом повторить операцию со следующей.
Понятно, что такое хобби требовало времени. В основном вышивкой увлекались аристократки. Купить картину из бисера, созданную в XIX веке, практически невозможно еще и потому, что чаще всего это были не большие полотна, а миниатюры — изящные вставки, вещицы, созданные в качестве приватных подарков. Иногда ими обменивались даже в переписке.
Жены декабристов, последовавшие за своими супругами в Сибирь, в ссылке сохранили любовь к модному рукоделию. Например, княгиня Мария Волконская вышивала в основном саше и сумочки, но иногда бралась и за работы покрупнее. По свидетельствам современников, в деревню, где был похоронен ее отец, генерал Николай Раевский, она прислала в храм изображение Сикстинской мадонны Рафаэля, которое сама вышила бисером в Чите.
Дочь Ивана Никитича Скобелева в память о своем отце вышила вышитая бисером, шерстью и канителью картину с изображением батальной сцены (188×108 см). «По низу на черной широкой кайме надпись: «Для поражения врагов милого отечества и трех, по милости божьей оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно». Действительно, эпизод, изображенный на картине, имел место — Иван Скобелев потерял в бою левую руку, а на правой его руке остались три пальца.
Понятно, что такое хобби требовало времени. В основном вышивкой увлекались аристократки. Купить картину из бисера, созданную в XIX веке, практически невозможно еще и потому, что чаще всего это были не большие полотна, а миниатюры — изящные вставки, вещицы, созданные в качестве приватных подарков. Иногда ими обменивались даже в переписке.
Жены декабристов, последовавшие за своими супругами в Сибирь, в ссылке сохранили любовь к модному рукоделию. Например, княгиня Мария Волконская вышивала в основном саше и сумочки, но иногда бралась и за работы покрупнее. По свидетельствам современников, в деревню, где был похоронен ее отец, генерал Николай Раевский, она прислала в храм изображение Сикстинской мадонны Рафаэля, которое сама вышила бисером в Чите.
Дочь Ивана Никитича Скобелева в память о своем отце вышила вышитая бисером, шерстью и канителью картину с изображением батальной сцены (188×108 см). «По низу на черной широкой кайме надпись: «Для поражения врагов милого отечества и трех, по милости божьей оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно». Действительно, эпизод, изображенный на картине, имел место — Иван Скобелев потерял в бою левую руку, а на правой его руке остались три пальца.
Швея
1861, 59×72 см
Сегодня тяжело купить картину бисером даже более поздней эпохи. Многие из них были скуплены иностранными коллекционерами еще в начале ХХ века. К тому же, потомками они зачастую не ценились. В 1850-е годы бисерная вышивка стала более доступным искусством. Бисер получил распространение в мещанской среде. В моду вошла берлинская шерсть, а бусинами обозначали блики или создавали эффект объема. Сложные картины вышивать перестали, вместо этого в моду вошли простые узоры — розы, незабудки, птицы, традиционные символы (сердце, крест, якорь).
Какими бывают современные картины бисером
Традиционно бисер использовали для мозаики, а также для отделки объемных предметов.Сегодня же в основном из него делают украшения или вышивают картины. Такие полотна бывают двух видов. Можно купить картину, где бисером вышиты только отдельные детали. И можно приобрести полотно, полностью расшитое бисером. Последние выглядят эффектнее, поскольку стекло красиво поблескивает, создавая игру света и тени. Можно приобрести набор (схему, канву и бисер нужных оттенков) и вышить полотно самостоятельно. Но эта задача — вызов даже для опытной рукодельницы.
Прежде чем купить картину из бисера, нужно найти ей место, чтобы бисер мог «раскрыться», подарить то сияние, за которое его ценят. Цветовую гамму и мотив картины подбирают так, чтобы она соответствовала концепции оформления интерьера. Абстрактные мотивы будут хорошо смотреться и в современных пространствах (за исключением разве что хай-тека). А вот цветочные узоры и копии известных полотен лучше вписываются в исторические стили интерьера.
Прежде чем купить картину из бисера, нужно найти ей место, чтобы бисер мог «раскрыться», подарить то сияние, за которое его ценят. Цветовую гамму и мотив картины подбирают так, чтобы она соответствовала концепции оформления интерьера. Абстрактные мотивы будут хорошо смотреться и в современных пространствах (за исключением разве что хай-тека). А вот цветочные узоры и копии известных полотен лучше вписываются в исторические стили интерьера.