«Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» - первая масштабная работа Марселя Дюшана, ставшая, по мнению многих искусствоведов, вершиной его творчества. На создание этого произведения, которое для краткости называют
«Большим стеклом», у художника ушло более семи лет: он начал собирать воедино его части в 1915 году и остановился лишь в 1923-м. Существует мнение, согласно которому работа так и не была завершена. Однако идея создания «Невесты» пришла к Дюшану еще в 1912 году, когда он некоторое время жил в Мюнхене. Многие работы художника, созданные в этот период, стали своего рода эскизами к «Большому стеклу».
Критики долгие годы тщетно пытались привязать сюжет «Невесты» к каким-нибудь событиям из жизни Дюшана. У этой работы существует масса самых противоречивых интерпретаций – от искусствоведческих до психоаналитических. Сам художник никаких объяснений относительно сюжета не давал, однако во время работы над «Большим стеклом» он сделал массу записей, снабженных подробными чертежами, в которых объяснял принцип устройства и работы загадочного механизма, изображенного в нижней части. Эти записи очень похожи на знаменитые манускрипты
Леонардо да Винчи, с которым Дюшан во многом ассоциировал собственную творческую личность, считая себя скорее художником-изобретателем, а не живописцем.
«Невеста, раздетая своими холостяками» создана в новаторской смешанной технике. Она состоит из двух огромных стекол, расположенных одно над другим, а само изображение выполнено с помощью масляных красок, лака, свинцовой проволоки и пыли. Верхняя часть отдана, собственно, «невесте» – некой антропоморфной полумеханической фигуре, находящейся в вечном движении, но при этом лишенной ног. Нижняя же часть композиции полностью посвящена девятерым «холостякам» - похожим на большие прищепки фигурам, приводящим в движение таинственный механизм (его частью является
«Мельница для шоколада», написанная Дюшаном в 1914 году).
«Большое стекло» впервые было выставлено в 1926 году в Бруклинском музее. Однако после выставки во время транспортировки оба стекла разбились. Дюшану удалось починить работу, однако он оставил трещины на стеклах. Сейчас «Невеста» находится в Музее искусств Филадельфии. Она расположена напротив окна, что создает интересный эффект: чем дольше зритель смотрит на нее, тем больше видит сквозь нее. Существует также три реплики «Большого стекла», которые находятся в Стокгольме, Лондоне и Токио.
Автор: Евгения Сидельникова