Дада, или
дадаизм – художественное авангардистское движение, сердцем которого стал швейцарский Цюрих и знаменитое Кабаре Вольтер. Движение дада объединило художников, поэтов, писателей и других людей искусства, которые выражали недовольство войной, насилием и национализмом, протестовали против логики и эстетизма современного капиталистического общества.
Дадаизм воплощал иронию, цинизм, насмешку и иррациональность. Никаких канонов, никаких стандартов. Сторонники направления утверждали: «
Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Что касается названия, то вот что писал один из отцов-основателей дадаизма, поэт Тристан Тцара: «
На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать… Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения» (1918). Нигилистический концептуализм дадаистов предполагал поиск роли художника в обществе и возможностей коммуникации с аудиторией. Не последнюю роль играла концепция случайности при создании художественного произведения: так дадаисты протестовали против традиционных канонов классического искусства.
Произведения и картины художников, работающих в стиле дадаизм, демонстрировали интригу, абсурд и парадокс, предоставляя зрителю свободу интерпретации увиденного. Совмещая искусство и повседневность, дадаисты вовлекали публику в создание своих работ, дав начало развитию поп-культуры. Художники использовали коллаж, а также изобрели ряд новаторских техник, в том числе редимейд – использование уже существующих предметов или их сочетание, которые наделялись новыми смыслами, а также фотомонтаж - объединение фотографий, рисунков и текстов в причудливых комбинациях. Для дадаизма характерно отсутствие рационального контроля над процессом создания произведения искусства – во главу угла ставится случайность и спонтанность. Юмор и ирония были одними из составляющих идеологии этого стиля, позволяя мастерам относиться не слишком серьезно к своей работе.
После окончания Первой мировой войны художники и литераторы разъехались по всему миру, способствуя распространению принципов дада. Дадаизм стал недолгим (1915-1924), но переломным периодом в европейской культуре, заложивший основы для создания и развития сюрреализма, постмодернизма, концептуализма, экспрессионизма. В России последователи дадаизма объединились в литературную группу «Ничевоков» (1920-1922).
Известные картины дадаистов:
«Это Штиглиц», Франсис Пикабиа, 1915
Без названия («Случайные квадраты»), Ханс Арп, 1917
«
Фонтан», Марсель Дюшан, 1917
«L.H.O.O.Q», Марсель Дюшан, 1919
«
Китайский соловей», Макс Эрнст, 1920
Известные художники стиля дада:
Жан Арп,
Марсель Дюшан,
Курт Швиттерс,
Макс Эрнст,
Марсель Янко,
Эмиль Нольде,
Софи Таубер-Арп,
Ман Рэй,
Франсис Пикабиа,
Георг Гросс, Беатрис Вуд,
Роберт Раушенберг,
Эрвин Блюменфельд.