Стекло появилось в арсенале художественных материалов человеческой цивилизации около 6 тысяч лет назад. Первые находки из него относятся к культурам Древнего Египта и Месопотамии. Первоначально из стекла изготавливали бусы, вставки для ювелирных украшений, стеклом глазуровали фаянсовые плитки. В его состав входила зола, сода, песок и другие минералы.
В античное время уже были известны рецептуры изготовления совершенно прозрачного стекла, однако позже эти технологии вновь начали использовать только во времена Средневековья. Цветную массу получали за счет добавок оксидов металлов: например, окись хрома давала травянисто-зеленый цвет, окись меди – красный, окись марганца – коричневые и фиолетовые оттенки. Добавлением пережженной кости и фторида кальция стеклу придавали замутненность различной степени. Так мастера-стекольщики получали широчайшую гамму цветов, оттенков и структуры стекла, сохраняя в тайне рецептуры редких оттенков.
Причудливая игра света, проникающая сквозь разноцветное стекло, привлекла служителей церкви. Огромные церковные окна стали украшать витражами – орнаментальными и фигуративными картинами, выполненными из разноцветного стекла, кусочки которого соединяли свинцовыми полосками и сплавляли оловом – эта техника называлась клуазоне. Расцвет витражного искусства пришелся на эпоху готики. Свинцовые полоски повторяли контуры рисунка витража, а стеклянные детали дополнительно дорисовывали черной краской – шварцлотом, прописывая лица, детали одежды и орнаментальные детали.
К XV веку количество перемычек в витражах становилось все меньше, а художники чаще прибегали к росписи витражного стекла специальными красками. Искусство витража становилось все более светским – его могли себе позволить богатые дворяне и рыцари, украшая окна своих замков гербами и портретами.
Со временем витражное искусство было вытеснено живописью и вновь приобрело популярность только в конце XIX века, когда английский дизайнер
Уильям Моррис и его соратники обратились к старинным ремеслам и вдохнули новую жизнь в витражное искусство. Французский архитектор
Эктор Гимар широко использовал витражи, создавая свои проекты в стиле
ар нуво.
Новое звучание в изделиях для декора интерьеров цветное стекло получило в работах американца
Луиса Комфорта Тиффани, чьи знаменитые лампы стали символом эпохи модерн. Начав карьеру как художник-живописец, Тиффани увлекся стеклом, приобрел собственную мастерскую и начал эксперименты. Ему удалось получить около 5 тысяч различных оттенков стекла, которое он использовал для создания витражей, прибегая к росписи лишь для прорисовки лиц и рук. Он также придумал заменить свинцовые полоски медными, что придало витражам большую тонкость линий.
Огромный вклад в развитие художественного стекла внес француз
Рене Лалик. Он применял стекло при изготовлении драгоценностей, создал и запатентовал 16 новых технологий производства и обработки стекла. Именно он сделал флаконы для духов произведением искусства. Лалик ввел стеклянные конструкции в интерьеры общественных зданий, океанских лайнеров и поездов, открыв тем самым новое направление в дизайнерском искусстве.
Художники, работавшие со стеклом:
Джузеппе Арчимбольдо,
Уильям Моррис,
Эктор Гимар,
Чарльз Ренни Макинтош,
Эдвард Коли Бёрн-Джонс,
Данте Габриэль Россетти,
Коломан Мозер,
Петр Холодный,
Рене Лалик,
Луис Комфорт Тиффани,
Анри Матисс.
Известные произведения из стекла и витражи:
«
Сцены из жития святой Екатерины», 1551, Джузеппе Арчимбольдо
«
Легенда о Драконе и Святом Георгии», 1862, Данте Габриэль Россетти
Окна для церкви Всех святых в Кембридже, 1871, Эдвард Коли Бёрн-Джонс
Стеклянная мозаика «
Сад мечты», 1916, Луис Комфорт Тиффани по проекту Максфилда Пэрриша
Ваза «
Вакханки», 1917, Рене Лалик