Сцена «Сиеста (Жанна в шезлонге)» отражает увлечение Мангена фовизмом – новым движением начала XX века, основателем которого он стал вместе с
Анри Матиссом и Шарлем Камуаном, своими однокашниками по студии
Гюстава Моро. Работа была написала в период пребывания художника на юге Франции, в Сен-Тропе. На ней изображена его жена Жанна, лежащая в шезлонге у дома в саду с видом на залив. Манген был в восторге от красивых тенистых деревьев, под которым она могла лежать уединенно и безмятежно.
На протяжении своего брака Манген часто писал Жанну. Она появляется на множестве работ: в сценах от сугубо интимных, стоящей обнаженной у зеркала, до уличных, блаженно раскинувшейся под сенью деревьев. Художник, судя по всему, обожал свою жену и – возможно, чаще, чем любой другой – изображал её на протяжении всей карьеры.
Анри Манген наряду с Анри Матиссом,
Андре Дереном,
Морисом де Вламинком,
Альбером Марке и Шарлем Камуаном был основателем и ярким представителем фовизма. С Матиссом, Камуаном и Марке он дружил с 1895 года, когда все учились в мастерской Моро в Школе изящных искусств. Такое товарищество и общая теоретическая философия отражены в новаторских полотнах, которые впервые были представлены публике на Осеннем салоне в Париже в 1905 году. Тогда же друзья и получили прозвище
fauves, дикие, которое позже стало названием движения.
Как и его коллеги, Манген был очарован насыщенными цветами и светом южного побережья Франции. Лето 1904 года Матисс провёл в Сен-Тропе, а затем в почти недоступной рыбацкой деревушке, куда его пригласил
Поль Синьяк. Визуальные эксперименты Матисса с дивизионизмом (пуантилизмом) с подачи Синьяка
«достигли таких высот, когда цвет сам по себе становился динамитом», пишет Хилари Сперлинг в своей книге «Неизвестный Матисс».
В 1905 году Манген, Марке и Камуан отправились по стопам Матисса в Сен-Тропе, в то время как тот двинулся на восток вдоль побережья – до Коллиура. Все они экспериментировали с кричащими красками и нестандартными формами. Осенью 1905 года Манген выставил на Салоне пять своих картин наряду с работами товарищей – в пресловутом зале №7, прозванном «клеткой диких зверей». Кличку aux fauves, дикие, новаторы получили от критика Луи Вокселя, и вскоре «фовизм» стал искусствоведческим термином.
Журналист и писатель Жан Поль Креспель заметил:
«что отличает [Мангена от Матисса], – так это сила и крепость его мастерства рисовальщика, уроки, извлечённые из произведений Сезанна, которого он оценил гораздо раньше, чем его друзья по мастерской Моро. В то время как другие фовисты восхищались Гогеном, Манген понял, насколько Гоген обязан Сезанну». Мангеновская страсть к чётко очерченным контурам и акцентам проявляется в картине «Сиеста (Жанна в шезлонге)» в абрисе лежащей фигуры и деликатно изогнутых арабесках ветвей дерева.
Автор: Влад Маслов