«Групповой портрет регентов дома для престарелых в Гарлеме» – это изображение пяти попечителей городской богадельни и коменданта, который со своей коллегой-женщиной управлял повседневной жизнью приюта. Франс Хальс написал это полотно для Oude Mannenhuis («Старческого дома») вместе с
картиной-компаньоном, представляющей регентш. Хотя эти полотна составляют пару, они висели в разных помещениях, одна – в мужском зале заседаний, другая – в женском.
Регенты общежития для обедневших стариков старше 60-ти лет сидят вокруг стола, а смотритель стоит у них за спинами. Благодаря исследователям, нам известны их имена (за исключением коменданта): Йонас де Йонг, Маттеус Эвержвин, доктор Корнелис Вестерло, Даниэль Дейнот и Йоханнес Валлес, – но, как и на портрете регентш, неясно, кто их них кто.
Хальс писал их в своей обычной «небрежной» манере, быстрыми видимыми мазками. Хотя картина традиционно датируется 1664-м годом, нет никаких архивных доказательств, подтверждающих это. Отсутствие тщательно прописанных деталей и завершающей отделки приводит экспертов к выводу, что полотно создано в конце жизни художника, когда он писал более свободно, чем в молодые годы.
Начиная с 1650-х, модели Хальса – прежде
весёлые и полные жизни – становятся всё более строгими и благообразными. Живописец перестаёт объединять всю композицию в одну мощно выраженную человеческую массу, а вместо этого связывает отдельные фигуры хрупкой нитью, вплетая в узоры искры жизненной силы. Роль «нервной системы» внутри полотен играет свет, который оживляет апатичную плоть натурщиков, пробуждает лица от обморочного сна.
Интерпретация групповых портретов регентов и регентш менялась на протяжении веков. Долгие годы думали, что второй справа мужчина пьян, теперь же многие полагают, что Хальс очень точно изобразил реальный паралич лица. Женщин он также представил в нелестном свете, якобы в отместку за то, что с ним чрезмерно строго обходились во время жизни в приюте. Однако факт в том, что художник, хоть и дошедший до нищеты к концу жизни, никогда не был обитателем богадельни, хотя, возможно, подумывал над тем, чтобы поселиться там. Впрочем, при взгляде на суровый облик как регентов, так и регентш, зритель наверняка испугается перспективы столкнуться с ним в качестве просителя.
Ныне же учёные склоняются к мнению, что Хальс просто представил стареющих мужчин и женщин такими, какими они были. Возможно, его натурщики разделяли смирение старого живописца перед лицом судьбы. Как бы то ни было, нам неизвестно, чтобы попечители жаловались на картину. Так что, вероятнее всего, они были довольны заказом, который выполнил пожилой художник.
Групповые портреты регентов и регентш считаются последними картинами Хальса. На момент их создания художнику исполнился 81 или 82 года, и некоторые критики говорят, что его свободный стиль, скорее всего, обусловлен потерей контроля над кистью. Но в XIX столетии «хальсовская манера» стала популярна у импрессионистов, постимпрессионистов и других мастеров, таких как
Гюстав Курбе,
Эдуар Мане,
Клод Моне,
Джон Сингер Сарджент,
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер,
Уильям Меррит Чейз и
Винсент Ван Гог. Последний даже написал своему брату Тео:
«Какое удовольствие рассматривать работы Франса Хальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере». Сейчас обе работы входят во все монографии и исследования, посвящённые их автору.
«Групповой портрет регентов» по-прежнему находится в том здании, для которого был написан, – в бывшем «Старческом доме», который теперь стал Музеем Хальса. Однако комплекс полностью перестроен, так что картина не висит в определённом месте, а перемещается в зависимости от нужд той или иной выставки.
А регенты и регентши до сих пор играют видную роль в общественной жизни Гарлема. В апреле 2010 года они подарили галерее 11 картин, которыми владел госпиталь. Примерная стоимость этого подарка составила 100 миллионов евро, или около 135 миллионов долларов.
Автор: Влад Маслов