«Святой Серапион», замечательная картина Франсиско де Сурбарана, выполненная в манере
тенебросо, совсем недавно
пережила реставрацию «по месту прописки» - в музее «Уодстворт Атенеум» в Хартфорде, столице американского штата Коннектикут. В 2015-м году Серапион возвращается на свою далёкую родину – в Европу. Правда, не насовсем, а лишь на время выставок, где ценителям живописи дана возможность увидеть воочию раннего Сурбарана, некогда вывезённого в другую часть света.
Чтобы волнительная встреча с «американским» Сурбараном - оригиналом или репродукцией - была содержательной, мы лишь напомним, кем был святой Серапион, и коротко расскажем об обстоятельствах создания картины.
В августе 1628 года тридцатилетний Франсиско де Сурбаран получает крупный заказ от севильского монастыря мерседариев. Монахи хотят, чтобы он выполнил 22 картины, иллюстрирующие жизнь основателя их ордена – святого Педро Ноласко (
«Видение св. Педро Ноласко небесного Иерусалима»,
«Видение св. Педро Ноласко распятого апостола Петра» и другие). Сама история мерседариев – ордена, спасавшего единоверцев из мавританского плена, – так увлекает художника, что параллельно он работает над другими сюжетами, не связанными с Ноласко. Одним из подобных эпизодов является история монаха-мерседария Серапиона.
Орден мерседариев основан в XIII веке. Его название происходит от испанского слова merced, что означает «милосердие» (этот же корень имеет испанское женское имя Мерседес, давшее впоследствии название автомобилю). В чем оно заключалось? Помимо основных обетов послушания, бедности и безбрачия, монахи-мерседарии клялись посвятить жизнь освобождению христиан, попавших в плен к мусульманам-берберам. Здесь важно помнить, как долго и нередко кроваво в истории Пиренейского полуострова сосуществовали европейская и арабская культуры.
Серапион принял монашество вскоре после создания ордена. Неоднократно он ездил в опасные экспедиции в Северную Африку, чтобы выкупать единоверцев из сарацинского рабства. В 1240 году судно, на котором плыл Серапион, захватили пираты. Они долго и изощренно пытали «неверных», но Серапион, согласно преданию, держался стойко, не отрёкся от Христа и принял мученическую смерть.
Сурбаран выступает как одарённый рассказчик, который знает, что нужно акцентировать, а о чём следует умолчать. Повествуя живописным языком о Серапионе, он не пишет самих пыток. Истязатели-мавры также остаются «за кадром». Мы видим лишь финал нарратива: недавно скончавшегося привязанного за руки святого (что Серапион уже мертв, можно понять по его неестественной позе).
Вся живописная красота полотна сосредоточена в почти монохромной и при этом виртуозно проработанной ткани. Монахи в длинных тяжёлых одеждах в каком-то смысле были «специализацией» Сурбарана, а Серапион в этом отношении, пожалуй, превзошёл и
св. Фому, и
Франциска, и
Бонавентуру. Материальная плотность и тяжесть рясы Серапиона, а также разнообразнейшие оттенки белого, нужные чтобы передать и углубления складок, и заломы ткани, и блики свете на полотне – всё это вызывает неизменное восхищение мастерством
«испанского Караваджо» (как иногда называют Сурбарана за его пристрастие к светотеневым контрастам).
Автор: Анна Вчерашняя