Описание картины «Купание. Летний вечер»
Купание — знакомый многим сюжет, который так или иначе кочевал через всю историю искусств. Но не в исполнении Валлоттона.
«Купание. Летний вечер» смутило воспитанную публику. И не просто смутило, а вызвало шквал возмущения.
Валлоттон увлекался импрессионизмом, но ограничивал себя в этой тяге, боясь потерять связь с реализмом и с излюбленной плоскостностью, которая стала главной чертой его гравюр. И случалось, что такие попытки сохранить свое собственное вкупе с новаторством оборачивалась для художника не самыми приятными ситуациями. Например, как с этой картиной.
Впервые она была показана в Салоне Независимых (Salon des Indépendants) в 1893 году и сразу же получила шквал язвительных комментариев. Критики посчитали, что это буквально карикатура на такой буржуазный и изысканный сюжет, как купание. Особенно их возмущало, что сами купальщицы — не нимфы и не аристократки, а простые современные женщины, центральная из которых отталкивает своим хитрым и самодовольным лицом. Их прически, мимика и фигуры стали объектами возмущения, в них находили непристойность и излишний эротизм.
«Купание» - это первая масштабная работа Валлоттона. Она внушительна не сколько своим размером, а замыслом. На полотне легко можно найти черты живописи
Кранаха,
Боттичелли, и конечно же
Ренуара. Сюжет, присущий «высокому» искусству здесь хорошо приправлен иронией и классическим Наби-стилем: локальным цветом, четкими прорисованными фигурами, уплощенностью и общей декоративностью. Ритмическое сочетание женской плоти и белоснежных рубашек, четких фигур и их отражений в воде создает впечатление орнаментальности.
Картина стала отправным пунктом в участии Валлоттона в выставках группы «Наби». Сейчас она находится в Музее изобразительных искусств в Цюрихе (Кунстхаус).
Автор: Людмила Лебедева