Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») — очередной виток развития стиля модерн
, обусловленный стремительной промышленной революцией начала XX века. Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.
История становления стиля ар-деко
Новый стиль утвердился после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Выставка была организована ассоциацией французских художников, известной как «La Societe des Artistes Decorateurs» (общество художников-декораторов), во главе с ее основателем Эктором Гимаром (1867−1942).Жан Дюпа. «Попугаи». 1925
Это декоративное панно было признано одним из лучших живописных произведений Международной выставки в Париже 1925 года
В начале XX века международные выставки часто были организованы как своеобразные городки, состоящие из отдельных зданий национальных павильонов. Ниже мы приводим некоторые фотографии 1925 года, чтобы читатель смог представить себе общую атмосферу экспозиции, давшую начало стилю ар-деко.
Любопытно, что сам термин «ар-деко» первоначально был использован в уничижительном смысле, и наиболее преуспел в этом архитектор-модернист Ле Корбюзье. Несмотря на то, что по сравнению с ар нуво новый стиль предполагал более современные и прямолинейные решения, для Ле Корбюзье ар-деко все равно был слишком декоративным, что, по мнению архитектора, было совершенно излишним. В свою очередь, сторонники ар-деко воспринимали его как урезанную, более современную версию модерна. Лишь в конце 1960-х годов, когда интерес к стилю оживился, термин «ар-деко» был использован в положительном контексте британским искусствоведом и критиком Бевисом Хиллиером в его книге «Ар-деко 20-х и 30-х годов» (1968).
Изначально стиль ар-деко возник как эстетический ответ искусства на промышленную революцию, которая в 1920-е годы, после окончания Первой мировой войны, стремительно набирала обороты. Стиль был призван украсить жизнь людей, измученных войнами и революциями начала столетия. Международная выставка в Париже не только представила публике произведения в стиле ар-деко, но и поместила их рядом с образцами авангардных картин и скульптур в таких стилях, как кубизм
, конструктивизм
, баухаус, де стайл и футуризм. Художники ар-деко приняли технологические инновации, современные материалы и механизацию и попытались подчеркнуть их в общей эстетике самого стиля, идя в ногу с перспективами современного авангардного движения.
Характерные черты произведений в стиле ар-деко
В архитектуре и дизайне стали преобладать геометрические фигуры, четкие линии и углы, ступенчатые формы, большую популярность приобрел декор в виде симметричных изгибающихся линий и зигзагов, ромбов, кругов, квадратов. Цветовые решения были построены на принципах контраста. И все это было приправлено роскошными тканями, блестящими металлическими поверхностями, дорогими природными материалами.
Женщина с мандолиной
1929, 115.9×73 см
Стекло, зеркала, металл, натуральная кожа, мрамор, бархат, слоновья кость, нефрит, эбеновое дерево — все это приметы стиля ар-деко. Со временем все больше представителей среднего класса стали отдавать предпочтение его элегантности и функциональности. Чтобы удовлетворить массовые запросы публики, дизайнеры стали использовать более демократичные материалы, такие как хром, стекло, пластик, алюминий.
США не были представлены на выставке в Париже, однако американская делегация на ней присутствовала. Министр торговли Герберт Гувер считал, что стране определенно надо выработать собственный стиль в дизайне и архитектуре, поэтому в Париж отправили представителей Американского института архитектуры, Метрополитен-музея и The New York Times. Эта культурная «миссия» вызвала почти немедленный бум художественных инноваций в США. В 1926 году по самым крупным городам Америки проехала выставка «Избранная коллекция предметов из международной экспозиции современного, промышленного и декоративного искусства». Новую эстетику горячо приняли в Голливуде, и вскоре ар-деко стало популярным во всей стране. Американский вариант стиля был не таким роскошным, как европейский, и у него была другая задача — показать демократичность общественной жизни через дизайн.
Художники, мастера стиля ар-деко
Несмотря на то, что термин «ар-деко» применяют в основном к архитектуре и дизайну, в этом стиле работали многие известные художники своего времени: Тамара Лемпицка, Адольф Жан-Мари Мурон, известный как А.М. Кассандр, Жан Дюпа, Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, керамист Рене Бутхауд, скульптор Пол Маншип. Свой след в стиле ар-деко оставили Андре Лот, Робер Делоне, Фернан Леже. Соня Делоне увлеченно экспериментировала с ар-деко, создавая мебель, текстиль и модные наряды — равно как и Рауль Дюфи, который реализовал стиль в ковроткачестве. Среди ювелиров наиболее выделялись Cartier и Van Cleef & Arpels. Рене Лалик создавал не только замечательные украшения, но и декоративные предметы — вазы, малую скульптурную пластику, флаконы.Дизайн в стиле ар-деко был ярким сочетанием кубической прямолинейной геометрии. Он использовался для экзотических костюмов балета Сергея Дягилева, в этом стиле одевались звезды американской джазовой культуры. В числе известных дизайнеров ар-деко — Поль Пуаре, а среди известных иллюстраторов — Жорж Барбье, Умберто Брунеллески, Эрте, Чарльз Мартин.
Рене Лалик. «Виктуар». 1928. Украшение для капота автомобиля
Стиль ар-деко, с воодушевлением принятый архитекторами и дизайнерами по всему миру, охватил период «ревущих двадцатых», Великую депрессию начала 30-х годов и годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Его популярность снизилась в конце 30-х и начале 40-х годов, когда он стал восприниматься как слишком безвкусный и показной на общем фоне жесткой экономии военного времени и быстро вышел из моды. Повторный всплеск интереса к ар-деко произошел в 1960-х годах, одновременно с началом движения поп-арта, а затем — в 1980-х годах, в соответствии с растущим интересом к графическому дизайну.
Титульная иллюстрация: Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом «Бугатти» (фрагмент).