войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Бидермайер

Простодушный стиль

Строго говоря, бидермайер — не название художественного стиля, а обозначение трёх десятков лет в начале XIX века между наполеоновскими войнами и европейскими революциями. Тем не менее, произведения искусства (особенно прикладного), появившиеся в этот период, оказали влияние и во второй половине XX столетия.
Бидермайер
Бидермайер (Biedermeier, бидермейер) — стиль в искусстве в переходный период между неоклассицизмом и романтизмом. Получил распространение в Германии, Австрии, северной Италии и скандинавских странах. Датируется 1815-м — 1848 годами, с момента проведения Венского конгресса после наполеоновских войн и до начала европейских революций в 1848-м. Термин используется в основном для обозначения художественного стиля, процветавшего в литературе, музыке, изобразительном искусстве и дизайне интерьеров. Бидермайер оказал влияние на более поздние стили, особенно те, которые возникли в Вене.
Портрет Готлиба Бидермейера из мюнхенского журнала Fliegende Blätter от 1855 года

Своё название сти

Портрет Готлиба Бидермейера из мюнхенского журнала Fliegende Blätter от 1855 года

Своё название стиль получил уже постфактум, первое употребление термина относится к 1894 году. Это несколько видоизменённое имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера (Gottlieb Biedermaier), чья фамилия переводится как «простодушный господин Мейер». Это мелкий буржуа, который якобы писал наивные стихи и размышления о жизни в еженедельный мюнхенский журнал Fliegende Blätter. Он стал символом комфорта среднего класса, в котором приоритет отдавался семейной жизни и приватным занятиям, вроде написания писем или увлечения личным хобби.

Художники, которых ассоциируют со стилем бидермайер

Ни одно хозяйство в период бидермайера не обходилось без фортепиано — неотъемлемой части ставших популярными суаре. Такие вечеринки отражали растущие культурные интересы среднего класса в литературе, танцах, поэзии. Всё это стало темой для живописцев бидермайера, среди которых выделяются Карл Шпицвег, Франц Крюгер, Георг Фридрих Керстинг, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Фридрих фон Амерлинг, Фридрих Гауерманн и Павел Федотов.
Живопись бидермейера характеризуется довольно высоким уровнем качества. Содержание и форма образовывали гармоничное эстетическое единство, а творческий дух устремлялся ввысь на крыльях перемен. В пейзажах живописцы постоянно совершенствовались в реалистичности, примером тому могут быть виды острова Пратер и области Зальцкаммергут у Фердинанда Георга Вальдмюллера, написанные в 1830-х годах.

Историческая живопись была не только способом описать прошлое, но и создать сообщение о настоящем, точно передавая все детали, как на картине «Спор кучеров» (1828) Иоганна Михаэля Недера.

Со своей стороны портретная живопись стремилась реалистично представлять людей с их индивидуальными особенностями («бородавки и всё прочее»). Здесь Вальдмюллер вновь получает самые пышные лавры. В свою очередь Амерлинг создавал фигурные ансамбли с изысканной утончённостью. Он не столько хотел передать сходство, сколько весь образ портретируемого. При этом художник вплетает в композицию историю, как в работе «Рудольф фон Артхабер с детьми» (1837).
В свою очередь изображения цветов и фруктов отличаются высочайшим художественным мастерством и основаны на глубоких научных наблюдениях.

Тем не менее, самые значительные успехи были достигнуты в жанровой живописи. Художники вдохновлялись жизнью крестьян, буржуазии или рабочих, — и передали нам художественные свидетельства повседневной жизни того времени и особых праздничных случаев. Герои «Утра праздника Тела Христова» Вальдмюллера переживают детские радости, а его же композиция «Ранняя весна в Венском лесу» (второе название — «Собиратели хвороста») документирует ежедневную работу и быт крестьянского населения. Сцена «Кончина Фидельки» Павла Федотова иллюстрирует разнообразие и глубину человеческих характеров.

Восхитительная палитра живописцев соотносится с теорией цвета Гёте, который нашёл связь между определёнными оттенками и настроением. Например, он рекомендовал красить стены в зелёный и серый для создания комфортной атмосферы.
В Дании период бидермайера соотносится с «датским Золотым веком», временем творческого всплеска, когда творили такие художники, как Кристофер Вильгельм Эккерсберг, его ученики Вильгельм Бендз, Кристен Кёбке, Константин Хансен, Вильгельм Марстранд, а также неоклассический скульптур Бертель Торвальдсен. В этот же период получает развитие датская архитектура в неоклассическом стиле. В частности, Копенгаген обрёл новый облик благодаря зданиям, спроектированным Кристианом Фредериком Хансеном и Михаэлем Готтлибом Биндесбёллом.

Бидермайер: прикладное искусство и дизайн

Однако наиболее значительное влияние бидермайер оказал на дизайн интерьеров. В мебели предшественниками стиля были ампир
Ампи́р (от фр. empire - имперский) - стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе. Читать дальше
и период Директории, она отличалась удивительной простотой, практичностью и функциональностью. Стиль ампир
Ампи́р (от фр. empire - имперский) - стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе. Читать дальше
подразумевал пышность, использование тёмного дерева и гор аксессуаров из позолоченной бронзы.

Бидермайер — в этом смысле более тесно отождествлявшийся с Директорией — ассоциируется со светлой древесиной из местных лесов (вишня, ясень и дуб), не обременённой металлическим декором. Поверхности украшали естественные прожилки, узлы или акценты «под эбеновое дерево» для контраста; иногда использовалась инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
Читать дальше
, хотя и скромная. Отличительной чертой мебели бидермайера является её чрезвычайно сдержанный геометрический внешний вид. Некоторые предметы получили новые роли, например, центральный стол, который ранее был изолированной центральной частью интерьера, стал семейным столом, вокруг которого проходили вечерние мероприятия.

В целом, стиль бидермайер служил наглядным свидетельством конфликта идей между классицизмом и романтизмом, который продолжался в течение первой половины XIX века. Со временем стиль бидермейера был «романтизирован» в соответствии со вкусами заказчиков из растущего среднего класса, стремящихся продемонстрировать обретённое новое богатство: прямые линии превратились в изогнутые и змеящиеся, простые поверхности всё чаще украшались не только натуральными материалами, гуманистические формы стали более фантастическим, мебельщики начали экспериментировать с текстурами.
Рекомендуемые художники
Мебель и образ жизни в период бидермайера стали темой на выставки в Венском музее прикладного искусства в 1896 году. Этот элегантный причудливый стиль настолько понравился многим посетителям экспозиции, что пережил взлёт популярности среди европейских краснодеревщиков вплоть до возникновения ар-деко


Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») – очередной виток развития стиля модерн, обусловленный стремительной промышленной революцией начала XX века. Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.

 
Читать дальше
. Простота и элегантность бидермайера повлияли также лидеров Венского сецессиона и Венских мастерских, а позже — на различные направления Баухауза. Первоначальный акцент на лёгкость, утилитаризм и индивидуальность способствовал возрождению стиля бидермайер к 1970-м годам.