Сын или внук? Фантазер!
Эдвард Джеймс родился в 1907 году в семье американского промышленника и магната Уильяма Доджа Джеймса, переехавшего в Лондон, и Эвелин Элизабет Форбс, происходившей из древнего рода шотландских аристократов. После рождения четырех дочерей долгожданное появление в доме мальчика, наследника, родители приняли как благословение. Крестным отцом Эдварда Джеймса стал принц Уэльский — будущий король Эдуард VII. Он был частым гостем Джеймсов в их поместье Уэст Дин, которое славилось своими приемами. Ходили слухи, что принц был любовником матери Эдварда, но Джеймс-младший всю жизнь отрицал этот факт и считал, что его мама была незаконнорожденной дочерью принца Уэльского. В этом случае король Эдуард приходился ему дедушкой.Эдвард Джеймс рос в роскоши и богатстве, но безмятежным его детство не было. Когда мальчику исполнилось пять — умер отец. Мама была слишком занята светскими приемами, чтобы заниматься детьми, Эдвард говорил об отсутствии у нее материнского чувства. Один случай особенно ярко отпечатался в его памяти. Мама собиралась в церковь и попросила привести одного из детей, а на вопрос няни, кого именно она хочет взять с собой, ответила: «Того, кто больше подойдет к моему голубому платью».
Эдвард Джеймс, Англия, конец 1920-х годов
Мама Эдварда мечтала о дипломатической карьере для сына. Джеймс учился в Оксфорде, однако особого рвения к наукам не проявлял. Своим преподавателям он запомнился как студент-эстет. Джеймс приезжал на занятия на роллс-ройсе, стены своей комнаты, где жил во время учебы, он обтянул шпалерами XVII века и повесил на стене девиз: «Жизнь коротка — искусство вечно». Единственным его намерением было привнести чудесное в повседневную жизнь, и в своих романтических грезах он весь мир представлял как объект для творчества.
В Оксфорде он начал сочинять стихи и основал собственное издательство The James Press. Джеймс очень гордился первыми двумя книгами, напечатанными под его руководством. Оформление текстов, книжный дизайн и подбор иллюстраций, на его взгляд, были великолепны. Он издал книгу «Гора Сион или На связи с бесконечностью» своего друга Джона Бетжемена, впоследствии ставшего знаменитым поэтом, и затем книгу с собственными сочинениями. Поэзию Джеймса критики обходили вниманием, а современные поэты считали автора дилетантом.
Политика мало интересовала Эдварда Джеймса, его увлекало искусство, поэтому его дипломатическая карьера закончилась, так и не успев начаться. Во время стажировки в посольстве в Риме он допустил серьезную ошибку в первой же шифровке и был отправлен в бессрочный отпуск. Для своей семьи Эдвард был сплошным разочарованием.
Принц сюрреалистов
После смерти матери в 1929 году Эдвард Джеймс унаследовал поместье Уэст Дин, 6 000 акров земли и солидный счет в банке, а через несколько лет — еще и огромное состояние своего дяди. Новоиспеченный миллионер решил содействовать и поощрять все разнообразие творческого духа, который ему встретится на жизненном пути: «Мне казалось, что деньги предназначены для того, чтобы их тратить, но я не собирался просто отдать их какому-либо не творческому учреждению на благотворительность. Я чувствовал, что могу сделать многое, чтобы изменить лицо мира». Эдвард Джеймс выполнил свое обещание, ворвавшись в богемный мир художников со всем пылом юности и со всеми щедрыми возможностями своего кошелька.Судьбе было угодно сделать Эдварда Джеймса покровителем сюрреалистов. О новом направлении в искусстве он слышал еще в Оксфорде, а с творчеством художников познакомился в 1930-е годы. Покупая их работы, новоиспеченный меценат быстро завоевал симпатии молодых творцов и вселил надежду на щедрое спонсирование. Джеймс также финансировал парижское издание «Минотавр» (1933−1939), посвященное искусству сюрреалистов.
Гала, Сальвадор Дали и Эдвард Джеймс, Рим, 1930-е гг.
Летом 1935 года в Каталонии Эдвард Джеймс познакомился с Сальвадором Дали и Галой. Пять лет они будут практически неразлучны. За это время Джеймс и Дали успеют осуществить несколько творческих проектов, которые обойдутся коллекционеру в кругленькую сумму. Эдвард Джеймс приобретет десятки картин каталонца, спонсирует его картину «Сон Венеры» для Международной выставки в Нью-Йорке, пригласит Дали декорировать свой дом, подпишет контракт, согласно которому он обязуется в течение всего 1937 года покупать все работы, созданные художником, и посетит психоаналитика Зигмунда Фрейда вместе с Дали и Галой.
Дали имел большой успех в Лондоне и его пригласили выступить с лекцией в Берлингтонских садах. Это мероприятие едва не стоило жизни художнику из-за его эпатажной выходки. Он появился перед аудиторий в 300 человек в скафандре, держа на поводке двух собак. На шлеме у Дали был установлен радиатор автомобиля, в руке он держал бильярдный кий и говорил через громкоговоритель. В какой-то момент во время произнесения речи художник начал задыхаться и попробовал снять шлем, но безуспешно. От неминуемого удушья его спас Эдвард Джеймс, бросившийся другу на выручку.
Телефон-лобстер и интерьерные безумства
Эдвард Джеймс пригласил друзей в свое поместье Уэст Дин декорировать Монктон-хаус. Два эксцентрика как следует напроказничали в чопорном и унылом охотничьем доме. Дали сделал комплимент коллекционеру, сказав: «Эдвард такой же неутомимый в своих безумствах, как и я». Совместным творчеством остались довольны оба. Сдержанные тона кирпичной кладки и плитки дома приобрели яркие цвета, дымовая труба превратилась в башню с часами, показывающие не время, а дни недели, дверные проемы украсили водосточные трубы в форме бамбука и колонны с пальмовыми ветвями. Дизайн интерьеров Дали и Джеймс придумывали вместе: в столовой появились два «Дивана Мэй Уэст», торшеры «под шампанское» и телефон-лобстер, кровать в спальне была смоделирована с катафалка адмирала Нельсона, пол устилали ковры с принтом следов жены (после развода Эдвард сделает новый ковер с принтом следов своего любимого волкодава, его «более верного друга»).По Фрейду
В июле 1938 года Стефан Цвейг организовал встречу Сальвадора Дали и Зигмунда Фрейда. Художник пришел с Галой и Эдвардом Джеймсом. Оба взяли по одной своей картине (Эдвард Джеймс начал заниматься живописью и писал в духе сюрреалистов), чтобы узнать у знаменитого психоаналитика, что он думает о сюрреализме. Фрейд не интересовался феноменом сюрреалистов и за несколько лет до этой встречи писал Андре Бретону: «Хотя я получаю от вас и ваших друзей так много свидетельств заинтересованности в моих исследованиях, я не способен определить для себя, что такое сюрреализм , и чего он хочет. Я далек от искусства и не способен это понять».Сальвадор Дали «Морфология черепа Зигмунда Фрейда», 1938 год. Рисунок, сделанный Дали во время встречи с Фрейдом.
Дали показал Фрейду работу «Метаморфозы Нарцисса», которая была в собрании Эдварда Джеймса. Во время визита в основном говорил Дали. Он горячился, объясняя ученому свои теории, и все более возбуждался, потому что Фрейд, не меняя позы и выражения лица, только наблюдал за своими посетителями и не реагировал на страстные монологи испанца.
Время Магритта
В 1936 году на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне Эдвард Джеймс впервые встретился с Рене Магриттом и сделал ему первый заказ — свой портрет и вариацию на картину «Пронзенное время». Художник написал два портрета коллекционера: «Воспроизведение запрещено» и «Принципы удовольствия». Немного позже Эдвард Джеймс пригласил бельгийца пожить в его лондонском доме и написать новые версии трех картин «Поэтический мир», «Красная модель» и «Иллюстрированная Молодость», на которое художник откликнулся и сделал встречное предложение — писать на заказ работы за гонорар в 100 фунтов в год. Джеймс не согласился, но продолжал покупать картины сюрреалиста. Многие годы они оставались друзьями.Сезоны для Тилли
Безответная любовь привела Эдварда Джеймса к художникам-неоромантикам. В 1931 году Джеймс женился на австрийской танцовщице Тилли Лош. Их семейная жизнь не складывалась, но три года, прожитые с Тилли, Эдвард считал самым романтическим временем в своей жизни.Премьера сезона под названием «Балет 1933» состоялась в парижском Театре на Елисейских полях, а затем в Театре «Савой» в Лондоне. Это грандиозное мероприятие обошлось Эдварду Джеймсу в 500 000 фунтов, но никакие силы не могли заставить балерину оставаться его женой. Она подала на развод и обвинила мужа в гомосексуализме, а Джеймс супругу — в неверности. Пресса освещала восемь дней заседаний открытого для публики суда. Тилли признали виновной. Лондонское общество и семья Эдварда Джеймса отвернулись от него, считая его поведение недостойным джентльмена.
Павел Челищев «Портрет Эдварда Джеймса», 1940-е годы
Чувствуя себя преданным, Джеймс уехал в Париж и нашел успокоение в творчестве неоромантика Павла Челищева — тот был художником по костюмам к балету «Странница». Его живописная вселенная — тонкая, неуловимая, меланхоличная — звучала в унисон с чувствами Джеймса. Он приобрел большую коллекцию работ Челищева. Художник в знак благодарности подарил коллекционеру работу «Три индейские акробата» с пожеланием счастливого Нового года и поздравлением с Рождеством.
Картина «Концерт» из собрания Эдварда Джеймса стала сенсацией торгов аукциона Christie’s в 2016 году.
Лестница в Небеса
Впервые Эдвард Джеймс посетил Мексику в 1944 году. Британский миллионер с легкостью сменил свой стильный костюм-тройку на парусиновые штаны, пестрое пончо, и, прихватив с собой спальный мешок, оправился в путешествие по джунглям. Со своим проводником, менеджером телеграфной компании Плутарко Гастелумом, который станет ему верным другом и помощником, они нашли магическое место поблизости от деревушки Хилитла в штате Сан-Луис Потоси, которое очаровало Джеймса. Горная местность в этой части тропических лесов пересекала извилистая река с несколькими водопадами и прудами, а с холмов открывался великолепный вид на верхушки окружавших гор. Эдвард Джеймс приобрел эти земли и назвал «Лас Позас» (Бассейны). В первые годы он посадил здесь тысячи орхидей разных сортов, но заморозки 1962 года, небывалые для этих мест, уничтожили чудесный сад. И тогда Джеймс решил осуществил собственную «сюрреалистическую мечту» — он создал чудесный сад, затерянный город в мексиканских джунглях.Фантастическая затея стоила коллекционеру пять миллионов долларов — ему пришлось продать многие картины Сальвадора Дали из своего собрания.
Постепенно фантазии Джеймса приобретали конкретные формы — над джунглями Лас-Позас начали возвышаться храмы с мавританскими капителями, дворцы с открытыми лестничными площадками, рассекающими небо, беседки, окруженные каменными цветами и живыми лианами. Одни сооружения напоминали классические формы, другие были придуманы под влиянием индийского и мавританского искусства, третьи создавались под впечатлением от древнего города племени майя Чичен-Ица, который Эдвард Джеймс посетил вместе с Плутарко. Многие из объектов имели названия: Хижина Дона Эдуардо, Бамбуковый дворец, Ворота Святых Петра и Павла, Дорога семи смертных грехов, Дом с тремя этажами, который мог бы быть пятиэтажным, Храм утки, Дом, обреченный быть кинотеатром.
Эдвард Джеймс жил в Хилитле в доме Эль Кастильо вместе с Плутарко и его семьей — женой и четырьмя детьми. Для них он был добрым «дядюшкой Эдвардом», баловал подарками, писал им стихи, а позже позаботился об образовании в европейских школах.
Один из гостей Джеймса вспоминал, как его поразил «сюрреалистический хаос, царящий в доме коллекционера». На стенах висели картины Дали, Миро, Магритта, Каррингтон и Фини, по комнатам гарцевали дети на трехколесных велосипедах, а под ногами время от времени пробегали юркие ящерицы.
Фрески Леоноры
Художница любила Лас-Позас и часто навещала коллекционера. В один из своих визитов она создала две фрески на стенах дома с изображением фантастических существ.
Фото: Эдвард Джеймс в Лас-Позас, Ксилитлия
Эдвард Джеймс обожал животных и часто бродил по джунглям с попугаем на плече. В его саду повсюду были вольеры с дикими животными и клетки с птицами, здесь обитали попугаи, павлины, утки, фламинго, обезьяны, олени, удавы, оцелоты, а в бассейнах жили крокодилы и черепахи.
Когда экстравагантный англичанин приезжал в Мехико, то останавливался в гостиницах «Френсис» или «Маджестик», где можно было держать в номере животных. Однажды гость пожаловался администрации, что видел мышь в холле. Менеджер поспешил успокоить постояльца: «О, нет! У нас нет мышей в гостинице. Они принадлежат мистеру Джеймсу, который живет в номере рядом с вами. Он кормит ими своих удавов».
Автор: Ирина Олих.