Джорджо Вазари почти не встретишь в собраниях российских музеев. Почему вместо прямого ответа, есть или нет, мы употребили сомнительное слово «почти»? Потому что тот Вазари, что имеется, - по-видимому, не вполне Вазари.
Эрмитажное «Обручение св. Екатерины» приписывалось ранее другому художнику, потом атрибутировалось Вазари, позднее авторство снова было поставлено под сомнение.
«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» никогда и не претендовала на то, чтобы считаться оригиналом, это качественная копия. Судьба
«Триумфа Вакха» еще бесславнее: из Эрмитажа в 1885-м году картина была выслана на периферию, буквально
«в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». В Саратовском государственном художественном музее имени Радищева она и хранится. Формулировка для изгнания картины из Эрмитажа была такой:
«сомнительный оригинал».
Рисунок Вазари, колорит – подмастерьев?Впрочем, даже неподтверждённая рука Вазари не отнимает у работы исторической ценности. Во-первых, картина прекрасно сохранилась: за четыре века она практически не подергалась реставрации, а это свидетельствует о высоком качестве работы, доступном только мастерским титулованных и обеспеченных художников, каким был Вазари. Во-вторых, замечательная резная золоченая рама «Триумфа Вакха», украшенная головами баранов и виноградными гроздьями, не только прекрасно гармонирует с картиной (тоже признак качества), но и, согласно экспертному мнению, создана одновременно с картиной, в 60-70-х годах XVI века (
1,
2). В-третьих, в одном из кабинетов Лувра хранится
оригинал рисунка Вазари под названием «Вакханалия», замечательный по точности и прихотливости линий и частично наследуемый в «Триумфе Вакха». Известно, что Вазари, удачно сделавший себе имя и всегда по горло заваленный заказами, часто набрасывал рисунок, а выполнение живописной работы, будучи довольно равнодушным к колористическим изощрениям, доверял художникам своей мастерской.
Что такое Вакханалия и кого мы видим на картине?Вакханалия – известное со времен античности празднество возделанной нивы, собранного винограда, прославление бога плодородия Вакха. Проводимые под покровом ночи, вакханалии имели характер оргиастический и мистический: вино и кровь растерзанных зверей лились рекой, а охваченные священным безумием с воплями сливались в экстазе.
Вазари берёт традиционных персонажей вакханалий. В центр помещается юноша Вакх. Вокруг него пляшут менады и сатиры. Учитель Вакха Силен упился и рухнул наземь. Как обычно, он показан толстым обрюзгшим стариком с винным сосудом.
«Триумф Вакха» и красота линииЧто замечательно во вполне традиционной трактовке вакханалии на этой картине – так это динамика переплетения линий. Если мы пристальнее присмотримся к тому, как беспокойно, причудливо и нервно змеятся линии человеческих тел, то с удивлением и восхищением заметим, что эти линии – не что иное как извивающиеся виноградные лозы.
Автор: Анна Вчерашняя