Регистрация
1515, 135×190 см • Масло, Дерево

Описание картины «Воз сена»

«Воз сена» – триптих Иеронима Босха, трёхстворчатый складень, наподобие алтарных, но предназначенный скорее для индивидуальных медитаций, чем для церковного употребления. Некоторые исследователи считают «Воз сена» первым триптихом из написанных Босхом (и датируют его 1502-м годом). На сегодняшний день "Воз сена" известен в двух версиях, и обе хранятся в Испании. Одна из них представлена в монастыре Сан-Лоренсо в Эль-Эскориале (1, 2), другая (описываемая здесь) – в музее Прадо в Мадриде. Вероятно, обе принадлежали королю Филиппу II. Прадо датирует свой "Воз сена" 1515-м годом. А "Воз сена" из дворца-монастыря Эль-Эскориал, возможно, был написан не Босхом, а одним из его последователей, в 1510-1520 гг.

Внешние створки. Странник (Путник, Блудный сын)

Внешние створки триптиха «Воз сена» представляют собой картину безрадостную, но отнюдь не фантастическую. Здесь нет ничего инфернального – только обыденное. Высокий и тощий странник бредёт без ясно обозначенной цели. Его одежда прохудилась, тело измождено, а чело покрыто морщинами. Каждый шаг путника убеждает его в том, что «мир лежит во зле». Голодный шелудивый пёс с торчащими рёбрами скалит на него зубы. Рядом белеют обглоданные кости и лошадиный череп, на них слетается вороньё. Пригорок вдали венчает виселица. На ближнем холме разбойники потрошат вещи прохожего – возможно, такого же странника, а его самого привязали к дереву. Чуть поодаль крестьянин и крестьянка в окружении стада барашков бездумно отплясывают под волынку: им нет никакого дела до происходящего рядом. Даже мост, на который вот-вот ступит странник, не предвещает ничего доброго: он изъеден трещинами и в любой момент может обрушиться.

Всем, кто хорошо знаком с работами Босха, лицо путника может показаться смутно знакомым. Действительно, этот мудрый печальный взгляд и узнаваемые черты повторяются из картины в картину. Многие убеждены (хотя этому и нет документальных подтверждений), что перед нами автопортрет Босха. «Его нос нельзя приписать никому другому», – утверждает ученый Николас Бом (на основе его исследований компания ВВС сняла документальный фильм «Загадки Иеронима Босха»).

В музее Бойсманса ван Бёнингена (Роттердам) хранится восьмиугольная картина Босха «Блудный сын», центральным персонажем которой является тот же странник с внешних створок триптиха «Воз сена».

Левая створка. Грехопадение (Изгнание Адама и Евы из рая)

Итак, жизнь – это дорога, дальнее странствие, полное искушений и опасностей. На эту мысль настраивает зрителя путник с внешней стороны триптиха. Посмотрим теперь, чем она подкрепляется изнутри, когда триптих предстаёт в открытом виде. Три внутренних створки называются «Изгнание из рая», «Воз сена» и «Ад».

Средневековая живопись часто совмещает в одном пространстве разные временные планы. Этому принципу следует и Босх. На левой створке у него находят место сразу три важнейших эпизода истории Адама и Евы. Вверху показано, как Бог-отец сотворил Еву из ребра спящего Адама, в средней части змей искушает первых людей попробовать плод с древа познания, на переднем плане – финал райской жизни Адама и Евы: ангел с огненным мечом прогоняет их от скалистых ворот рая.

А над Эдемским садом происходит невероятное по силе впечатления зрелище: ангелы, превращаясь в насекомых, сыплются с неба. Оказывается, не только люди повинны в грехе гордыни. Ангелы тоже возгордились, восстали и за это были низвергнуты архангелом Михаилом, предводителем небесного воинства. Босх изображает чудовищную метаморфозу – то, как ангелы меняют свою сущность: на самом верху, в облаках, во время последней битвы это всё ещё ангелы, но, по мере падения, трансформируются в насекомых. Из ангельских атрибутов у них остаются лишь крылья. Но и они не спасут: жужжащий рой поодиночке осыпается в море на горизонте и гибнет. Босх оказался первым художником в истории мировой живописи, которому в голову пришло увязать два события – изгнание восставших ангелов с небес и изгнание первых людей из рая.

Эдем в интерпретации социального пессимиста Босха оказывается не таким уж райским местом, ведь даже там нет ни покоя, ни благодати.

Центральная часть. Воз с сеном 

Между раем (слева) и адом (справа) располагается центральная часть, давшая название всему триптиху – «Воз сена». Это образ земного мира. Картина мироустройства по Босху.

Почему для изображения существующего миропорядка Босх избрал именно такую аллегорию – воз с сеном? Истоки следует искать в нидердандском фольклоре, где существует пословица «Мир – это воз с сеном, и каждый старается отхватить от него клочок побольше». Похожий образ сохранился и в народных песнях. Одна из них повествует о том, что Бог сложил все земные блага в одну кучу, подобно тому, как поселяне сгребают всё сено в стог. Эта куча предназначается всем и должна быть по справедливости разделена на всех. Однако каждый, со свойственной человеку алчностью, толкается локтями, пытаясь урвать от стога побольше. В погоне за земными благами люди не отдают себе отчета в том, как они ничтожны. Ведь сено – дешёвый товар. Во фламандском языке слово «hooi» одновременно обозначало и «сено» и «ничто». Припев песни обыгрывает этот каламбур, пессимистически сообщая: «в конечном счете всё обернётся «hooi».

Но героев Босха это не останавливает. Они наперебой рвутся к заветному сену. Расталкивают друг друга. Подставляют лестницы, тянут рогатины. Кто-то гибнет под колёсами повозки. Кто-то готов вспороть ближнему горло. Исследователи считают, что в этом триптихе число драк, изображаемых Босхом, больше, чем на какой-либо другой из его картин.

Алчность (жадность, ненасытность, корысть) оказывается матерью всех пороков. Она не разделяет мир на бедных и богатых. В «Возе сена» у Босха представлены все социальные срезы: ремесленники и крестьяне, солдаты и монахи, ученые и неученые, мужчины и женщины. За повозкой следует кавалькада сильных мира сего – император и даже Папа (босховед Вальтер Бозинг утверждает, что в нём можно узнать конкретную личность – Папу Александра VI). Они не принимают участия в общей давке лишь потому, что им и так принадлежит большая часть земных благ. Однако и император, и Папа одинаково бездумно и слепо следуют за колесницей, направляющейся прямиком в ад.

Вверху стога веселятся счастливые любовники. Внизу люди вершат свои мелкие делишки: грабят и обманывают, предаются обжорству и пьянству, мошенничают и прелюбодействуют. И никому нет дела до того, что мерзкие монстры в крысином, рыбьем и жабьем обличье увлекают повозку с сеном в преисподнюю. В повседневной греховной суете люди утратили перспективу. Они не осознают ни себя, ни направления своего движения. Лишь ангел на верхушке воза с сеном молится видимому в небе Христу, но упитанный демон явно «перевешивает». Вывод Босха неутешителен: влияние на людей злого начала гораздо более ощутимо и действенно, чем принципы Божьих заповедей.

Правая створка. Ад

Адское пламя полыхает на горизонте багровыми отсветами. По небу носятся ведьмы. А на переднем плане кипит работа: здесь черти «утилизирую» грешников. Босх делает довольно смелую трактовку происходящего в аду: оказывается, там всё подчинено строительству дьявольской башни. Возможно, это пародия на знаменитую Вавилонскую башню – символ возгордившегося человечества и неизбежно следующих за гордыней поражения и раздора. Но есть и другая версия. Святой Григорий писал о том, что дома в раю строятся из золотых кирпичей, каждый из которых – это добрый поступок. Возможно, богословски образованный Босх даёт зеркальный вариант подобного строительства: башня в аду складывается из человеческих грехов, или, как писал монах Хосе де Сигуэнса (историк Эскориаля и один из первых интерпретаторов Босха), башня состоит из «навеки погубленных душ».

Заключение

Довольно долго исследовали никак не могли увязать по смыслу сюжеты внешних и внутренних створок. Сейчас всё чаще озвучивается идея о том, что отношения между ними – это отношения между частным и общим. Закрытые створки – история о том, как зло и грех преломляются в конкретной человеческой судьбе (возможно, даже в судьбе самого художника). Раскрытый алтарь – всеохватная история зла: его происхождение, разрастание и неизбежный финал.

Таким образом, триптих «Воз сена» – это своего рода «биография зла». Буквальная и подробная. Это последовательное живописное повествование о том, как зло родилось («Грехопадение», левая створка), распространилось по миру («Воз сена», центральная часть триптиха) и как оно будет наказано («Ад», правая створка).

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Иероним Босх. Реконструкция триптиха  Корабль дураков (верхние две трети левой панели), Аллегория чревоугодия и похоти (нижняя часть левой панели) и Смерть скупца (правая панель)
  • Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
  • Иероним Босх. Воз сена
Босх
Собирает Кира Троицкая
3 работы • 0 комментариев
  • Иероним Босх. Воз сена. Центральная часть триптиха
  • Иероним Босх. Воз сена
Bosch
Собирает Olga Held
2 работы • 0 комментариев
  • Алессандро Аллори. Снятие с креста
  • Давид Тенирс Младший. Сад Армиды
  • Мишель-Анж Уасс. Вакханалия
Коллекция музея Прадо, Мадрид
Собирает Ирина Олих
138 работ • 0 комментариев
  • Иероним Босх. Воз сена
  • Иероним Босх. Страшный суд
  • Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Рука Босха
27 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Алессандро Аллори. Снятие с креста
1
Снятие с креста
Алессандро Аллори
1560-е , 54×70 см
Давид Тенирс Младший. Сад Армиды
0
Сад Армиды
Мишель-Анж Уасс. Вакханалия
0
Вакханалия
Мишель-Анж Уасс
1719, 180×125 см
Иероним Босх. Сад земных наслаждений
93
Сад земных наслаждений
Иероним Босх
1500-е , 220×390 см
Комментарии
HELP