«Леди Годива» - полотно кисти Джона Кольера и самая известная его работа. Обнаженная женщина верхом на лошади — сюжет, который заставляет остановиться и удивиться яркости и необычности происходящего.
Одна из красивейших легенд старой Англии поможет понять почему художник изобразил женщину именно так, и что за этим кроется.
Леди Годива: история и легенда
Леди Годива, или как по-саксонски ее звали Godgyfu — это жена Леофрика, графа Мерсии, жившего в английском городе Ковентри в XI веке. Это были времена правления одного из могущественных королей Англии — Эдуарда Исповедника, известного также своими непомерными налогами, которыми он облагал граждан. Леофрик также обладал правом взимать подать с жителей своего города. Не раз разоренные горожане обращались с просьбой к графу облегчить их положение, но это не давало никакого результата. Супруга его — леди Годива отличалась щедростью и благочестием и тоже нередко упрашивала мужа быть милосерднее и снизить плату, но и ее мольбы не достигали цели. На очередную просьбу жены разгневанный граф пообещал снизить налоги, если она совершит безумнейший шаг:
«Ступайте, - молвил граф, -По городу нагая - и налогиЯ отменю», - насмешливо кивнул ейИ зашагал среди собак из залы. Так описал это действие Альфред Теннисон в 1842 году.
Для графини бедствия народа оказались важнее ханжества и ложного стыда, поэтому она поступила именно так, как сказал ей муж. Жители города, в свою очередь, проявили благородство и в знак искренней благодарности закрыли ставни, двери и ни одна живая душа не видела прекрасную обнаженную Годиву на своем коне, объезжающую город в тот день. Однако, все же один нерадивый портной попытался взглянуть на женщину сквозь щель в ставни, но тут же
«у него глаза оделись мраком и вытекли». Поступок жены поразил графа, и он отменил налоги.
Граф Леофрик и Леди Годива — реальные исторические персонажи, но вот удостовериться в действительности красивой легенды пока нет возможности. Но поэма Теннисона помогла оформить эту историю, придать ей ясные и в то же время поэтическо-романтичные очертания. Благодаря его строкам этот сюжет стал популярен среди художников и скульпторов XIX века.
Эстетика и нравственность в картине Кольера «Леди Годива»
Все убранство женщины — ее роскошные золотисто-каштановые волосы, которыми она прикрывает грудь. Годива скромно опустила голову, но в этом жесте нет унизительного стыда или страха — только мягкость и решительность одновременно. Лошадь, шагающая по пустынному средневековому городу вдоль готических сводов, резко контрастирует с нагой всадницей — на ней королевская, вышитая золотом попона и богатое седло.
Многие художники передавали этот значимый и самый привлекательный момент всей истории, но Кольер в своей композиции отразил не только захватывающий сюжет, но и атмосферу происходящего:
И замер,Едва дыша от страха, даже воздухВ тех улицах, где ехала она. Основную часть холста занимает всадница, но становится очевидна и практически ощутима та тишина и пустота, окутавшая едва видный зрителю Ковентри. Кольер, в отличии от других
живописцев и скульпторов, изобразил Годиву наиболее силуэтно, избегая подробностей в изображении ее тела. Во многом это достигнуто благодаря ракурсу в полный профиль. Художник даже сажает свою героиню в седло по мужскому типу, чтобы не позволить видеть лишнего. Очертания графини напоминают готические s-образные фигуры с их изяществом и гибкостью.
Леди Годива — это не просто историко-мифологический сюжет. Обнаженная, молодая, стройная женщина верхом на коне — это концентрация всех идей прерафаэлитов. Это стремление к красоте, сдержанности и близости к природе (а что может быть ближе к первозданности, чем нагота?). Особую роль играет содержательность сюжета: жертвенность графини, ее нравственная чистота перед самой собой и всем народом, невзирая на самодурство и жестокость супруга. Смирение и красота надломили бесчувственность — вот основная идея этого полотна.
Абсолютная нагота — это абсолютная нравственность в понимании Кольером этого сюжета, символ «голой правды», которая заставила графа вздрогнуть и сдаться, а горожан опустить глаза и закрыть ставни. То, что в глазах лицемеров выглядит как грех и соблазн, то для чистого человека будет движущей силой. Рассуждая так, можно предположить, что это самое нравственное и нравоучительное в лучшем смысле слова произведение Джона Кольера.
Картина находится в Художественной галерее Герберта (Herbert Art Gallery) в Конвентри.
Автор: Людмила Лебедева