Англия, 1848 год. Студент Королевской академии художеств
Данте Россетти знакомится на выставке, организованной академией, с
Холманом Хантом, картинами которого он пришел полюбоваться. Между двумя художниками завязывается дружба. Они много общаются, делятся своими идеями и мыслями. Поддержка и дружеские наставления Ханта помогли Россетти дописать полотно под названием «
Юность Девы Марии», над которым он тогда работал.
Вскоре к друзьям присоединяется
Джон Милле — необычайно талантливый юный живописец, принятый в академию в возрасте 11 лет. Троицу объединяет, помимо любви к искусству, мнение о том, что английскую живопись необходимо возродить: гнет шаблонов, условностей и академизма привел ее в тупик. Наиболее приемлемым способом друзья считают возвращение к идеям итальянского искусства эпохи Раннего Возрождения. С этой целью они организовывают Братство прерафаэлитов — секретное сообщество художников, участники которого вдохновлялись произведениями живописцев, предшествовавших
Рафаэлю (отсюда название «прерафаэлиты», т.е. «до Рафаэля»):
Джованни Беллини,
Фра Анджелико,
Боттичелли,
Перуджино и пр.
Творчество художников-прерафаэлитов базировалось на принципах натуральности и естественности: свои картины они писали с натуры, а моделями им служили друзья и близкие родственники. Помимо этого, они выступали против устоявшихся приемов живописи и использовали технику рисования, кардинально отличающуюся от общепринятой.
Первые два года были для Братства самыми тяжелыми. Художников и их работы нещадно критиковали: так, вокруг полотна «Христос в родительском доме», написанного Джоном Милле в 1850 году, разгорелся настоящий скандал, который привлек внимание королевы Виктории. Несколько позже члены Братства организовали собственную выставку, но ни одна картина художников-прерафаэлитов не была продана. Пресса напечатала несколько разгромных статей (автором одной из них был Чарльз Диккенс), и казалось, что все рушится.
Положение спас художественный критик Джон Рескин, который пользовался уважением в обществе. Он высоко оценил произведения, размещенные на выставке, и назвал их началом нового направления в живописи, которое станет фундаментом для нового английского искусства как минимум на 300 лет. Поддержка Рескина кардинально изменила отношение публики к прерафаэлитам: на выставках их картины пользуются успехом, о Братстве говорят в газетах и еженедельниках. Так продолжалось вплоть до 1853 года, когда Братство распалось. Его члены продолжили творить в новом стиле, улучшая его, внося элементы эротизма и вознося в культ художественный гений и красоту окружающего мира.
Сегодня многие картины художников-прерафаэлитов украшают художественные галереи и музеи. Среди них — «
Медея» кисти Эвелин де Морган (Художественная галерея и музей Уильямсона), «
Прекрасная Изольда» Уильяма Морриса (галерея Тейт), «
Леди Лилит» Россетти (Делавэрский художественный музей) и другие.