«Лилит» - картина Джона Кольера, созданная в 1892 году. Первая жена Адама, согласно кабалистической мифологии, соблазнительная и свободолюбивая женщина, которая была неугодна ни Богу, сотворившему ее, ни супругу.
Мифология и романтизация образа Лилит
Первая женщина была сотворена из земли, также как и мужчина, а потому она возжелала быть свободной и равной ему, а не покоряться. Произнеся запретное имя Бога, Лилит волшебным образом исчезла. Адам стал умолять Создателя вернуть ему жену, и Бог послал своих ангелов за ней. Но женщина не возжелала возвращаться к мужу, избрав одинокую жизнь демонессы. Это контрастирует с библейским повествовании о Еве, как о первой и единственной жене Адама, произошедшей из его ребра. Существует множество версий дальнейшего существования Лилит, но так или иначе, она стала олицетворять собой зло, ночные кошмары, стала причиной смерти детей и женского бесплодия. В некоторых вариантах именно она была тем змеем, который соблазнил Еву.
Английский поэт-романтик облек легенду в стихи, сделав образ демонической женщины невероятно привлекательным, что вдохновило не только Кольера, но и других художников на создание этого литературного образа:
Лилит-колдунья, первая жена,Что праотцу Господь позволил взять,Как сатана, умела сладко лгать.Текла огнем волос ее волна.Но Кольер был первым художников XIX века, позволившим себе так откровенно и призывно изобразить героиню.
Лилит Россетти – практически бесплотная. Расчесывающая свои кудри, она сдержана и холодна. Лилит Кольера — воплощение страсти и вожделения. Благодаря романтичному восприятию мифологической жены Адама в XIX веке, сегодня для многих Лилит — это символ сильной, роковой женщины. В стоках «Фауста» Гете о ней говорит:
Первая жена Адама.Весь туалет ее из кос.Остерегись ее волос:Она не одного подросткаСгубила этою прической. «Лилит» Кольера: абсолютное зло или воплощенная женственность
Обнаженная Лилит кисти Кольера стоит посреди Эдемского сада и смотрит на обнимающего и скользящего по ее телу змея. Он обвивает ее правую ногу, обхватывает бедра и поднимается к самому лицу женщины, которая поддерживает его тяжелое туловище. Золотые волосы водопадом спускаются вдоль тела, делая образ еще более манящим. Лилит любовно и мягко глядит на змея, как бы зная, что он не опасен ей.
Композиция и идея произведения построены на контрасте: темный Эдемский сад, покрытый густой тенистой зеленью, и сияющие золотом пышные волнистые волосы Лилит. Темный, сверкающий гладкостью змей, и матовое белоснежное тело женщины. Ласка в выражении мягких черт героини, и голова искусителя, покоящаяся на гладком плече, но угрожающая высунутым жалом.
Змей — один из древнейших символов, с удивительно широкой трактовкой. Но христианская символика дает этому земноводному более узкий круг значений — коварство, мудрость и грехопадение. Именно змей стал причиной того, что человечество потеряло свой Эдем. Беря за основу эту идею, образ Лилит, становится простым и ясным. Это источник зла, хитрости и соблазна, а значит героиня может ассоциироваться с библейским образом Евы, доверившейся злу в образе пресмыкающегося. Но если вспомнить Древний Восток и его культ женщины-матери, то образ змея принимает другое значение. Это символ богини плодородия и плотской любви Иштар, он также обвивает посох богини Земли. Змей — это воплощение женских качеств, знак плодородия, воды, как источника жизни, и наконец, фаллический символ.
Художник видоизменил традиционную Лилит, как образ зла и ночного кошмара и при этом миновал традиционного для христианской и светской живописи образа Евы, ослушавшейся Бога. Смотря на такую Лилит, можно предположить, что Кольер создал уникальный образ кабалистической Афродиты, который уверенно вошел в современную европейскую культуру, сделав противоречивую героиню иудейской мифологии обольстительной женщиной и воплощением страсти:
Источник всех соблазнов земных,Дарующих жизнь и страдания,Непобедимая женщинаЛилит, Лилит. вечная Лилит... (Аветик Исаакян «Лилит»)
Автор: Людмила Лебедева