Тондо
«Святое семейство с младенцем Крестителем и святой Маргаритой» было заказано Филиппино Липпи неаполитанским кардиналом и епископом Остии Оливьери Караффа в 90-х годах XV века. А выполнил его флорентийский художник, по всей видимости, в Риме, куда он приезжал работать над капеллой Караффа собора Санта Мария Сопра Минерва и где с огромным интересом изучал римские древности – так называемые «антики».
Филиппино Липпи не случайно выбрал для своего религиозного сюжета форму тондо (
tondo – круглая картина, икона или барельеф), ведь ему было у кого учиться: первыми во флорентийской живописи стали писать тондо его отец Филиппо Липпи (
«Мадонна Бартолини») и наставник и друг Сандро Боттичелли (
«Мадонна Магнификат»).
Особого внимания заслуживает архитектурная опора, декорированная шлемом и кимвалом – античным ударным музыкальным инстументом.
Вазари пишет, что Липпи с увлечением изучал римские доспехи, интересовался
«оружием, саблями, мечами, тогами и мантиями», вообще был влюблён в греко-римскую пластику. Один из результатов этого – мастерски проработанная капитель, венчающая опору, со щитами и напряженно скрючившимися под её воображаемой тяжестью фигурами атлантов.
Мраморная балюстрада и стоящие на ней предметы (книга, деревянное лукошко и шкатулка для рукоделия) показывают, насколько хорошо Липпи усвоил уроки северноевропейской живописи, с которой мог познакомиться еще во Флоренции.
В почти симметричной фигурной группе младенцев и женщин самым привлекательным моментом является мотив касаний. Он написан с потрясающей тактильной проникновенностью. Созерцая «Святое семейство с младенцем Крестителем и святой Маргаритой», зритель будто кожей ощущает братскую поддержку младенческих рук Крестителя, соприкосновение щек, нежное касание Иисуса к шее Иоанна, даже то, как ладони Марии чувствуют тяжесть детского тельца и скольжение прозрачной газовой ткани.
Однако наиболее цитируемым фрагментом картины являются не Мария или Маргарита и не Христос с Иоанном, а опирающийся подбородком на посох
старец Иосиф. Его поза не изобретена Липпи – это своего рода пластическое клише, восходящая к античности «формула размышления». Но прекрасные руки Иосифа, короткие торчащие волоски седых бровей, пряди волос, завитки бороды и в особенности морщины – всё это целиком заслуга Филиппино Липпи и присущего ему скрупулёзного внимания к мелочам.
У Владимира Набокова есть подходящее выражение
«узор морщин». Сравнение черточек и линий, рисуемых на человеческом лице природой и возрастом, с узором как нельзя лучше соответствует манере Филиппино Липпи в этом тондо. Какое потрясающее разнообразие их типов мы читаем на лице Иосифа! Нестрого параллельные морщины разной глубины на лбу. Едва заметные лиловатые морщины верхних век. Выраженные и четкие морщины нижних век, перебегающие на скулы. Вертикальные морщины в межбровной области, диагональные – у основания переносицы. Что это, если не узор? Конечно, природный узор отличается от узора рукотворного меньшей регулярностью и меньшей правильностью. Но в нём есть несомненная поэзия.
Автор: Анна Вчерашняя