Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест

Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны (Мадонна Бартолини)

Предложить название
1452, 135×135 см • Темпера, Дерево

Описание картины «Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны (Мадонна Бартолини)»

Одна из наиболее известных работ гения кватроченто Фра Филиппо Липпи – «Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны». Мы собрали несколько интересных фактов о ней.

Картина до сих пор находится на той же стене, где она размещалась при жизни автора

«Мадонну с Младенцем и сцены из жития святой Анны» любители живописи могут увидеть во флорентийской галерее Палатина, располагающейся на втором этаже Палаццо Питти. В отличие от галереи Уффици, сравнительно рано ставшей всенародным достоянием, галерея Палатина долго находилась в частных руках, а собирать коллекцию начинали влиятельные флорентийские семейства Медичи и Бартолини. Козимо Старший Медичи покровительствовал Филиппо Липпи и обеспечивал его заказами. Благодаря этому тондо стало украшением Палаццо Питти. Галерея Палатина перешла в собственностью Италии лишь в 1911 году; государство постаралось сохранить историческую целостность Галереи, поэтому представленные в ней произведения решено было оставить на тех же местах, которые они занимали при своих владельцах.

Фра Филиппо Липпи одним из первых в итальянской живописи (после фра Анжелико) начал использовать тондо – картины круглой формы

Название «тондо» произошло от итальянского слова rotondo, означающего «круглый». Архитектурный термин «ротонда» - родственник живописного тондо: и то, и другое не имеет углов. Появившись в Италии XV века, тондо быстро вошли в моду. Их стали использовать как для украшения церквей, так и для декорирования жилища. Тондо часто использовались вместо триптихов: три различных, хотя и связанных между собой сюжета, которые раньше заняли бы главную и две дополнительных створки триптиха, теперь помещали в единое закруглённое пространство. На этом тондо Филиппо Липпи мы также видим три сюжета. Центральный – Мадонна с Младенцем Христом. Два других показывают родителей Девы Марии, праведных Иоакима и Анну: справа изображена их встреча у Золотых Ворот, слева – сцена рождения Марии. Согласно Библии, её родители долго были бесплодны, но по их молитвам и праведной жизни, в старости им была послана дочь, которую Иоаким и Анна пообещали посвятить Богу.

Еще одно новшество фра Филиппо – сакральные сцены, вписанные в интерьер

И в этом Липпи также считается первопроходцем. Первой из его работ, помещающей библейские события в современные флорентийские интерьеры, стала ранняя «Мадонна с Младенцем, святыми, ангелами и молящимися», написанная около 1428 года. Аналогичный приём Липпи использовал и много лет спустя для этого тондо. Сравнивая две картины, можно видеть, как изменилась манера Липпи: контуры фигур и предметов стали гораздо более резкими и чёткими, а интерьеры – более лаконичными и строгими. Последнее неудивительно: Липпи, по всей видимости, учился изображению интерьеров у фламандских мастеров, а они не увлекались показной роскошью и декоративностью, стараясь реалистично показывать только то, что необходимо для повседневной жизни.

Начиная с этой картины, все Мадонны кисти фра Филиппо Липпи будут похожи друг на друга

Так произошло потому, что во время создания этой картины у художника появилась постоянная модель – Лукреция Бути (еще одна списанная с нее Мадонна). История любви 21-летней Лукреции и 50-летнего Филиппо началась со скандала, но закончилась свадьбой. Её излагают в разных тональностях – от романтической до анекдотической. Когда Лукреция согласилась позировать Липпи, она была монашкой, а фра Филиппо – настоятелем монастыря. Темпераментный и любвеобильный Липпи похитил Лукрецию, которая вскорости родила ему сына Филиппино (впоследствии он также станет знаменитым художником). О скандале узнали в Риме. Но Папа специальным указом разрешил влюблённым сложить с себя монашеские обеты и вступить в брак, заметив: «Наверное, фра Филиппо не создан для монашеской жизни. Лишившись сана, он станет только ближе к Богу».

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена

С этой работой в подборки добавляют

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурман
1
Портрет Елены Фоурман
Чарльз Бертон Барбер. Блондинка и брюнетка
0
Блондинка и брюнетка
Рой Лихтенштейн. Блондинка из серии сюрреализма
0
Блондинка из серии сюрреализма
Рой Лихтенштейн
1978, 75.5×68.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP