Темпера – одна из самых древних техник рисования, известная художникам как минимум три тысячи лет. Латинское слово «temperare» - «
смешивать» - дало название как самой технике, так и краске, которой она выполняется. Живопись темперой украшала стены храмов и домов, этой краской писали картины и иконы. Знаменитые фаюмские портреты – посмертные изображения египтян, созданные в III-IV веках, которые сохранили яркость, выразительность и матовую фактуру, были выполнены именно темперой. Египетские художники использовали темперу при украшении царских усыпальниц и саркофагов, эту технику знали и в Древнем Риме. Вплоть до изобретения масляных красок темпера оставалась основным техническим решением при написании как картин, так и настенной росписи.
Темперная краска представляет собой эмульсию из пигмента, воды и связующего вещества. В качестве последнего старые мастера использовали желток яйца, все яйцо, а также пиво, уксус, мед, молоко и даже вино. Для придания прочности в готовую краску добавляли клей или смолу. Краски и лаки художники изготавливали сами, поэтому у каждого был свой рецепт, бережно хранимый и передаваемый ученикам. Современные промышленные темперные краски изготовляются с применением более стойких искусственных связующих таких, как полимеры (например, ПВА) или же быстросохнущие масла с клеем. Такая краска не просто высыхает, но и дает прочный слой. Темперная краска укрывистая, непрозрчная, разбавляется водой и предполагает работу тонкими слоями. Она очень быстро сохнет, хорошо ложится на различные поверхности. Красочный слой темперы хорошо сохраняется на протяжении долгих лет и не требует защитного покрытия, однако при работе надо учитывать, что краски после высыхания меняют цвет.
Темперой написаны практически все старинные
иконы. Вначале мастера наносили фон на подготовленную доску, покрытую гипсовой основой – левкасом. Затем прорисовывали контуры и крупные цветовые пятна – одежду, пейзаж заднего плана. На заключительном этапе писали лица, мелкие детали и накладывали блики. При живописи темперой слои краски обязательно должны были хорошо просохнуть. Завершающий шаг – покрытие готовой работы олифой или масляным лаком. Именно темперой писали знаменитые русские иконописцы
Андрей Рублев,
Феофан Грек,
Даниил Черный, Дионисий.
В средние века темперная живопись способствовала расцвету сиенской школы, эту технику применяли художники
раннего Возрождения. Темперой работали
Микеланджело и
Рафаэль,
Корреджо и
Леонардо да Винчи. В качестве основы картины использовали панельные доски, покрытые грунтом. После изобретения масляных красок быстро сохнущую темперу стали использовать для проработки подмалевков.
Один из знаменитых шедевров, написанных темперой – фреска Леонардо да Винчи «
Тайная вечеря» (1498). Мастер написал ее по загрунтованной сухой штукатурке. Не прошло и 20 лет, как краска стала портиться под воздействием влаги. Реставрация с помощью масляной краски в 1726 году, которую провел Микеланджело Белотти, создала большие проблемы при последующих работах по восстановлению легендарной фрески.
Среди известных мастеров XIX-XX веков, которые любили использовать темперу, художники
Джорджо де Кирико,
Эдвард Мунк,
Эндрю Уайет,
Томас Бентон, Бриджит Райли. Благодаря своим основным свойствам – укрывистости, быстрому высыханию и ярким цветам – темпера не потеряла своей актуальности и до сих пор любима мастерами, однако не особенно популярна.