войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1905
Размер: 88.9×116.8 см
Владелец: leonid legeev
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в коллекции: Анри Манген 1874 - 1949 leonid legeev
Работа в подборках: 6 подборок

Описание картины «Сиеста (Жанна в шезлонге)»

Сцена «Сиеста (Жанна в шезлонге)» отражает увлечение Мангена фовизмом – новым движением начала XX века, основателем которого он стал вместе с Анри Матиссом и Шарлем Камуаном, своими однокашниками по студии Гюстава Моро. Работа была написала в период пребывания художника на юге Франции, в Сен-Тропе. На ней изображена его жена Жанна, лежащая в шезлонге у дома в саду с видом на залив. Манген был в восторге от красивых тенистых деревьев, под которым она могла лежать уединенно и безмятежно.

На протяжении своего брака Манген часто писал Жанну. Она появляется на множестве работ: в сценах от сугубо интимных, стоящей обнаженной у зеркала, до уличных, блаженно раскинувшейся под сенью деревьев. Художник, судя по всему, обожал свою жену и – возможно, чаще, чем любой другой – изображал её на протяжении всей карьеры.

Анри Манген наряду с Анри Матиссом, Андре Дереном, Морисом де ВламинкомАльбером Марке и Шарлем Камуаном был основателем и ярким представителем фовизма. С Матиссом, Камуаном и Марке он дружил с 1895 года, когда все учились в мастерской Моро в Школе изящных искусств. Такое товарищество и общая теоретическая философия отражены в новаторских полотнах, которые впервые были представлены публике на Осеннем салоне в Париже в 1905 году. Тогда же друзья и получили прозвище fauves, дикие, которое позже стало названием движения.

Как и его коллеги, Манген был очарован насыщенными цветами и светом южного побережья Франции. Лето 1904 года Матисс провёл в Сен-Тропе, а затем в почти недоступной рыбацкой деревушке, куда его пригласил Поль Синьяк. Визуальные эксперименты Матисса с дивизионизмом (пуантилизмом) с подачи Синьяка «достигли таких высот, когда цвет сам по себе становился динамитом», пишет Хилари Сперлинг в своей книге «Неизвестный Матисс».

В 1905 году Манген, Марке и Камуан отправились по стопам Матисса в Сен-Тропе, в то время как тот двинулся на восток вдоль побережья – до Коллиура. Все они экспериментировали с кричащими красками и нестандартными формами. Осенью 1905 года Манген выставил на Салоне пять своих картин наряду с работами товарищей – в пресловутом зале №7, прозванном «клеткой диких зверей». Кличку aux fauves, дикие, новаторы получили от критика Луи Вокселя, и вскоре «фовизм» стал искусствоведческим термином.

Журналист и писатель Жан Поль Креспель заметил: «что отличает [Мангена от Матисса], – так это сила и крепость его мастерства рисовальщика, уроки, извлечённые из произведений Сезанна, которого он оценил гораздо раньше, чем его друзья по мастерской Моро. В то время как другие фовисты восхищались Гогеном, Манген понял, насколько Гоген обязан Сезанну». Мангеновская страсть к чётко очерченным контурам и акцентам проявляется в картине «Сиеста (Жанна в шезлонге)» в абрисе лежащей фигуры и деликатно изогнутых арабесках ветвей дерева.

Автор: Влад Маслов
Комментарии