Регистрация
Уильям Холман Хант
Подписаться11             
Подписаться11             
Биография и информация
 
Уильям Холман Хант (англ. William Holman Hunt, 2 апреля 1827 — 7 сентября 1910). Английски живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Особенности творчества художника: Работы Ханта отличаются особым вниманием к символике, деталям и ярким, несущим смысл, колоритом. Картины в большинстве своем имеют в основе морализаторский подтон, посвящены библейским и христианско-аллегорическим темам.

Известные картины художника: «Свет мира», «Наемный пастух», «Проснувшаяся стыдливость», «Британское семейство, защищающее христианского миссионера от друидов», «Козел отпущения».


Уильям Холман Хант — художник середины — второй половины XIX столетия, стоявший у истоков совершенного особого живописного течения — Братства прерафаэлитов. Он создал свой собственный уникальный стиль, будучи уверенным, что все изображаемое на холсте несет смысл, и каждый предмет символичен. Он рассматривал живопись не только с художественной точки зрения, но и видел картины как один из путей проповедничества.

Уильям Холман Хант: начало пути



Уильям Холман Хант родился 2 апреля 1827 в Лондоне и был третьим ребенком из семи. По церковным записям известно, что его отец был кладовщиком в магазине галантерейных изделий. В приходской книге из-за ошибки писаря будущий художник был записан как Хобман, а не Холман. Лишь значительно позже описка была обнаружена, и Хант с радостью поменял свое имя на подлинное.

Родители Ханта — Уильям Хант и Сара Хобман были пуритане и с детства приучили сына к определенным правилам христианской жизни. Мальчик регулярно читал Библию. Семья не поощряла его тяги к живописи, и Хант с двенадцати лет работал клерком в конторе, лишь свободное время отдавая любимому делу.

Большое влияние на его творчество оказала деревня его дяди и тети. Хант с теплотой вспоминал свои посещения фермы и старой церкви, которая в своем первоначальном состоянии теперь сохранилась только на его работах. Он создал ряд рисунков, где отражен простой быт сельских жителей. Именно здесь он получил первые знания о природе, птицах, животных и цветах.

В шестнадцать лет Хант бросает работу клерком, и его основным делом становится копирование работ знаменитых художников и портреты на заказ. Он совершил несколько неудачных попыток поступления в Школу искусств при Королевской академии художеств и, наконец, был туда зачислен. Здесь Хант познакомился с трудом знаменитого теоретика искусств того времени Джона Рескина «Современные художники». Молодой живописец был полностью захвачен его идеями высокого служения искусства и близости к природе.

Наставником Ханта был популярный в те годы художник-портретист Джошуа Рейнолдс — основатель и первый президент академии. Хант начал активно выступать против его влияния, делая первые шаги на встречу новому течению — Братству прерафаэлитов.


Уильям Холман Хант и Братство прерафаэлитов



Братство начало свое существование в 1948 году после встречи на выставке в Королевской академии Ханта с поэтом и художником Данте Габриэлем Россетти. Хант помогает ему завершить картину «Детство Девы Марии», где впервые встречается заветная аббревиатура: P. R. B. от английского: Pre-Raphaelite Brotherhood. Среди родоначальников нового направления также был Джон Эверетт Милле. Вместе художники выступали за возвращение к традициям эпохи раннего Возрождения. Они были убеждены, что это та точка отсчета, в которую следует вернуться полному мертвых условностей искусству первой половины XIX века.

Одна из основных тем прерафаэлитов и доминирующая тема в живописи Ханта — это библейская. Связано это с личной религиозностью художника и со стремлением противопоставить свою живопись академическому рационализму, желанием походить не только по манере письма, но и по выбранным сюжетам на живописцев, предшествующих Рафаэлю. Уильям Холман Хант утверждал, что любая картина должна говорить зрителю гораздо больше, чем можно заметить на первый взгляд.

Одним из наиболее ортодоксальных, приближенных по своему колориту и композиции к ранневозражденической живописи, можно назвать произведение «Британское семейство, защищающее христианского миссионера от друидов» 1850 года. Оно было выставлено в Королевской академии художеств.

Средневековая религиозность была большей частью внешней, но необходимой оболочкой для прерафаэлитов. Однако Хант, как идеолог и верный хранитель концепции нового течения, вкладывал в свои произведения по-настоящему глубокий смысл, изучая духовную составляющую. Одним из таких фундаментальных творений является картина «Свет Мира». Это сосредоточение глубины христианского учения в одном полотне: Христос — Свет мира и спасение, стучащийся в закрытую, заросшую плющом дверь — человеческую душу. Помимо общей глобальной идеи пробуждения души через соприкосновение с Богом, каждая деталь картины полна символов и тайного значения.

Среди работ Ханта на богословские темы можно выделить важное для него направление: картины-притчи. Одно из известных полотен на эту тему — «Наемный пастух» — пасторальная сцена с философским смыслом, вольная интерпретация евангельских слов Христа о том, чем отличается истинный пастырь от наемного.

«Проснувшаяся стыдливость» — одна из «морализаторских» картин Ханта, где через привычную жанровую сценку, используя бытовые предметы как символы, автор показывает внезапное пробуждение заблудшей души.

В середине 1850-х годов Хант совершил несколько поездок в Палестину для того, чтобы изучить библейских природу, одежду, людей и «сделать наиболее ясным учение Христа на своих полотнах», как писал сам художник.

Как и многие представители прерафаэлитов, Хант в начале своей карьеры терпел удары со стороны критиков, находящих его работы неуклюжими и непривлекательными. Но выработанный впоследствии стиль и морализаторский тон его картин сделали его популярным в викторианской Англии.


Холман Хант: личная жизнь и наследие художника



Хант некоторое время был помолвлен с Энни Миллер — моделью, позировавшей художникам-прерафаэлитам. Но связь девушки с Россетти послужила разрывом не только между ней и женихом, но и между двумя художниками.

Затем Хант женился на Фанни Во, которая вдохновила автора на создание образа Изабеллы. К сожалению, их брак был недолговечен, так как девушка умерла в Италии при родах. Хант выполнил надгробие для супруги и сделал пожертвование, чтобы ее имя было выгравировано на чаше в соборе св. Марка во Флоренции. Второй женой художника была Эдит — сестра Фанни. Для того, чтобы заключить этот брак, Хант был вынужден уехать заграницу, так как в Англии такой вид родства был запрещен. Поступок живописца вызвал недоумение и стал поводом к конфликту между ним и другими представителями Братства.

Викторианское общество привыкло воспринимать картины, как стильное украшение интерьера и признак хорошего вкуса. Глубина произведений Ханта, возможность их трактовать и находить новые для себя смыслы делали его картины привлекательными и любопытными. Однако, должного по мнению художника отклика и душевного восприятия не последовало. Настоящий интерес творчество Ханта вызвало только в конце ХХ века среди английских искусствоведов и критиков.

Современники воспринимали Ханта больше проповедником, чем художником, да и сам автор писал, что «художник, он, как первосвященник или толкователь дел Создателя». Коллеги находили, что среди прерафаэлитов в действительности он был самым верующим человеком. При этом исследователи не могут отнести его к какой-либо конфессии, так как Хант был в постоянном духовном поиске.

Хант оставил после себя не только художественное, но и письменное наследие — это труд «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов». Важной для понимания идей и намерений художника является и его переписка с единомышленником Джоном Рескиным и членами Братства.

Под конец жизни Ханта постиг недуг, худший для художника — у него испортилось зрение. Последнюю работу «Леди из Шалот» ему помогал доделывать Эдвард Хьюз. Умер Хант 7 сентября 1910 года и был похоронен в соборе св. Павла в Лондоне.
Читать дальше
Работы понравились
Татьяна Левищева
+5

Лента
«Наемный пастух» - это художественное понимание Уильяма Ханта евангельской притчи о добром пастыре и наемном рабочем. Привычная, на первый взгляд, пасторальная сцена обретает глубокий смысл при внимательном прочтении каждой детали, изображенной на холсте.

«Наемный Пастух»: сельская идиллия или христианская аллегория 



В центре композиции — молодые пастух и пастушка, отдыхающие на сочной траве около пшеничного поля. Оба они не обращают внимание на вторгшихся в пшеницу и портящих фермерский урожай овец, которым явно там не место. Позади, слева от героев, в беспорядке разбредаются овцы. Несколько ожиревших баранов безвольно лежат, очевидно переев зерен. Хант любил природу и знал особенности фермерского дела. Через приземленные бытовые детали автор обращает внимание на более глубокие и значимые вещи. Первое ощущение пасторальной любовной сцены исчезает, и зритель вынужден искать менее привлекательный, но более важный смысл картины.

"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах". (Ин. 10:11-13) Но наемник Ханта не бежит, не бросает овец на волка, он сам — волк, который губит овец, отдаваясь похоти и лени. Крестьянская одежда, фляга на поясе, сильные мускулистые руки и курчавые волосы говорят о первобытных инстинктах и грубости персонажа.

Как овцы проникают в запретную для них территорию, так и пастух совершает беззаконие, бесцеремонно и нахально приблизясь к молодой женщине. Перекинув руку через ее шею, он показывает ей мертвого мотылька — символ легкости и беспечности. Поза женщины демонстрирует ее соучастие, она слегка откинулась и завела руку ближе к юноше. Однако, лицо пастушки, яркое и румяное, демонстрирует откровенную усмешку в адрес ухажера. Одета пастушка в красное длинное и широкое платье, которое прикрывает ее полностью, кроме голых ступней, почти опущенных в заросший ручей. Поверх надета просторная белая рубашка, а ярко-рыжие волосы перетянуты желтой косынкой. На коленях девушки сидит ягненок, покрытый красной шалью — символ жертвенности и невинности. Около него — откушенное зеленое яблоко и несколько яблок разбросанных на траве — явный намек на грехопадение.

Яркие летние краски, слишком смелые для живописи середины XIX века, создают впечатление сочности, первозданности, почти физически передают ощущение знойного августовского дня. Каждая деталь сельской местности, цветы, трава, фрукты и даже шерсть овец прописаны с небывалой тщательностью и натуралистично, следуя основному правилу прерафаэлитов — быть максимально близкими к природе и естественной красоте.

Хант писал картину «Наемный пастух» летом 1851 года, тогда же, когда и Милле творил свою «Офелию». Молодые художники отправились вниз по реке Хогсмилл, чтобы найти подходящее место для пленера. Хант искал луга, а Милле — прибрежный пейзаж. Хант написал пейзаж полностью на природе, работая по одиннадцать часов в сутки с июня по октябрь. В своей переписке он подробно описывает все сложности, сопровождавшие их живописный путь: бесконечные мухи, жара, жажда, и два гуся, регулярно портящие композицию. Прогуливаясь, единомышленники часто общались с местными жителями. Так одна из девушек — Эмма Уоткинс согласилась быть моделью для картины Ханта. Получив разрешение матери, она отправилась с художником в Лондон, где он писал ее в своей мастерской. Кто позировал для мужской фигуры — неизвестно, но исследователи предполагают, что это был профессиональный натурщик.

«Наемный Пастух» Уильяма Ханта: реакция викторианского общества



Когда картина впервые выставлялась в Королевской академии художеств, она была сопровождена цитатой из «Короля Лира»:

Не спи, пастух, гони мечту,
Твои стада во ржи.
Рожок свой приложи ко рту,
И путь им покажи.

Несмотря на прямой нравоучительный посыл и практически евангельскую иллюстрацию на холсте, общество приняло картину крайне неблагоприятно. Людей раздражали красные, воспаленные страстью лица героев повествования, в их фигурах видели откровенный сексуальный посыл в самом низменном его виде. Критики сравнивали эту картину с «Офелией» Милле, поражаясь ее фарфоровой аристократичности и столь резкому неприятному контрасту.

Именно в этот момент выходит спасительная статья Джона Рескина, восхваляющая новые веяния в искусстве, отразившиеся в мировоззрении прерафаэлитов. Это дает обществу понимание значимости работ Ханта.

Забавно, что некоторые рецензенты восприняли картину, как «антиалкогольный» призыв, объясняя раскрасневшиеся разморенные лица мужчины и женщины переизбытком пива и сидра. К слову, алкоголь был одной из основных социальных проблем того времени.

Другие критики отмечали в «Наемном пастухе» негативную оценку католической церкви, якобы обманом привлекавшую англиканскую паству.
И тем не менее, даже среди современных исследователей, свободных в своих суждениях, есть те, кто игнорирует христианский смысл картины, объясняя ее стремлением художника приучить своих зрителей к трудолюбию.

Сам же Хант в своей переписке вскользь упоминал, что он имел имел своей целью не только растолковать притчу Христа, но и показать современным проповедникам, что нужно заниматься своей паствой, а не вдаваться в пустые богословские споры.

Картину приобрела галерея искусств в Манчестере в 1852 году за 300 фунтов стерлингов.
Уильям Холман Хант. Наемный пастух
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12) — это провозглашение Христа о самом себе словами евангелиста Иоанна вдохновило Холмана Ханта на создание первой масштабной религиозной картины в своем творчестве. «Свет мира» («Светоч мира») - самая известная его работа, которая была выполнена в трех вариантах в 1853, 1854 и 1904 годах.

«Свет мира»: проповедь на холсте



«Свет мира» - это изображение Христа в полный рост, стучащегося в закрытую дверь, символизирующую человеческую душу. Дверь, очевидно, давно не открывалась — она заросла плющом и сухой травой. На ней нет ручки, а значит открыть ее с внешней стороны невозможно. Отворить дверь может только тот, кто внутри — сам человек, выбирающий свой жизненный путь. Таким художественным приемом Хант недвусмысленно показал, что стремление спастись и быть со Христом — это единоличное решение и та свобода выбора, которую Бог даровал человеку. Христос может только ненавязчиво постучать, напомнить о себе без тени раздражения или приказа.

Окружающая природа подобрана художником с особым смыслом. У ног Христа растут побеги ежевики — признак того, что здесь давно не ступала нога садовника. В траве лежат гнилые яблоки, а значит фруктовые деревья заброшены. Над заросшей дверью пролетает летучая мышь — символ страха света и смерти. Но утренняя звезда появляется рядом с Христом, означая приход нового дня и новой жизни.

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105) — слова пророка Давида, которые, возможно, взял за основу Хант, изобразив в левой руке Христа светильник — спасительный свет посреди ночи греха и неверия. Существует мнение, что каждая из семи граней его символизирует христианские церкви, которые равны между собой, потому как служат одной цели — встрече Бога и человека. Цепь от светильника, намотанная на руку Спасителя, показывает зрителю неразрывную связь Христа и церкви.

Спаситель одет в белоснежный хитон, поверх него — царская багряница — торжественная верхняя одежда царей и императоров пурпурного цвета, украшенная драгоценными камнями и золотой вышивкой. На голове Его царский венец, который одновременно является и терновым венцом. Ветви его прорастают зеленью, давая понять, что даже самая безнадежная душа может принести духовные плоды при соприкосновении с Богом. Перед зрителем стоит Царь Царей в том же виде, в котором Он предстал на суде перед Пилатом: «Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф 27:28). Спаситель во всей своей славе не перестает нести свой крест и приносить себя в жертву ради души, боязливо скрывающейся за дверью.

Лик Христа выражает печаль и смирение, взгляд сосредоточен, губы сжаты. Движение правой руки Спасителя — сдержанное и аккуратное. Именно так художник передал этот тихий деликатный, но скорее всего, напрасный стук. Вокруг заросшего дома — звездная ночь и переплетающиеся ветви деревьев, создающие ощущение завершенности композиции. Изначально художник планировал изобразить дневную сцену, но его увлечение ночным освещением поменяло планы. Для того, чтобы достоверно изобразить ночь, Хант специально совершал поездки в графство Суррей и на пленере изучал проникновение лунного света сквозь деревья. Заканчивал полотно он в мастерской, где из подручных предметов создал необходимую обстановку. Ночь придает сцене особую таинственность и сакральность, еще больше выделяя и делая ярче фигуру Христа.

Христос занимает практически все пространство холста, он реалистичен, в нем чувствуется человеческое, телесное начало. Это было своеобразным противопоставлением традиционному академическому искусству, где все божественное было принято изображать максимально идеализированным и оторванным от жизни. Но помимо протеста, Хант преследовал свою проповедническую идею: объяснить, доказать и показать действительно существующего Иисуса Христа.

Художественное наследие картины Ханта «Свет мира»



Хант отмечал в своей переписке, что при создании картины не стремился использовать древние христианские символы, так как тогда они служили другой идее и цели. Он считал, что простые природные знаки доходчиво объяснят смысл работы современному зрителю. Но это оказалось не совсем так. Его картину восприняли как очередное, правда необычное, но привлекательное полотно. Зрители Англии середины XIX века не были приучены разгадывать пусть даже очевидные, но загадки, искать ясный, но скрытый смысл. К тому же колорит картины многими был оценен как излишне яркий и нелепый. Это было разочарованием Ханта.

Джон Рескин — критик новой волны искусства, ратующий за чистое незамутненное художественное видение, и убежденный в дидактической цели искусства в целом, написал заметку о картине в "The Times". Он высоко оценил не только живописные аспекты этого нового во всех смыслах полотна, но и его внутреннее содержание, назвав его одним из самых благородных произведений сакрального искусства из когда-либо созданных. И Рескин и Хант были уверены, что наконец художник вернул живописи ее законное место, когда картина могла заменить книгу, а икона — богословие. Благодаря статье критика, к зрителям пришло правильное понимание, а к Ханту — первый успех.

Следующий вариант картины Хант написал год спустя для колледжа Кейбдл в Оксфорде. Самая поздняя версия картины, написанная в 1904 году для собора святого Петра в Лондоне, считается пиком замысла художника. Она путешествовала по миру, выставляясь в разных городах и странах. Гравюры, открытки и календари с изображением Христа со светильником в руке стали востребованы, появляясь в домах, церквях и воскресных школах.

Внизу золоченой рамы картины из собора святого Петра можно прочитать цитату из Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» (Откр. 3:20). Полотно Ханта также как и эта строка Священного писания является смыслом всей земной жизни Иисуса Христа.


Уильям Холман Хант. Свет мира
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 48 работ
Уильям Холман Хант. Наемный пастух
0
Наемный пастух
1851, 76.4×109.5 см
Уильям Холман Хант. Свет мира
1
Свет мира
1853
Уильям Холман Хант. Уличная сцена в Каире. Продавец ламп хвалит свой товар
0
Уличная сцена в Каире. Продавец ламп хвалит свой товар
34×54 см
Уильям Холман Хант. Наше английское побережье
0
Наше английское побережье
1852, 58×43 см
Уильям Холман Хант. Сюжет 3
0
Сюжет 3
Уильям Холман Хант. Сюжет 2
0
Сюжет 2
Уильям Холман Хант. Ухаживание
0
Ухаживание
Уильям Холман Хант. Волшебница Шалот
3
Волшебница Шалот
1905
Уильям Холман Хант. Мертвый цыпленок
0
Мертвый цыпленок
Посмотреть все 48 работ художника
HELP