войти
опубликовать
$53
Цифровая версия: 1.8 MB
1410 × 2952 px • JPEG
26.1 × 49.8 см • 137 dpi
23.9 × 50.0 см • 150 dpi
11.9 × 25.0 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1853
Размер: 49.8×26.1 см
Работа в подборках: 36 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Свет мира»

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12) — это провозглашение Христа о самом себе словами евангелиста Иоанна вдохновило Холмана Ханта на создание первой масштабной религиозной картины в своем творчестве. «Свет мира» («Светоч мира») - самая известная его работа, которая была выполнена в трех вариантах в 1853, 1854 и 1904 годах.

«Свет мира»: проповедь на холсте



«Свет мира» - это изображение Христа в полный рост, стучащегося в закрытую дверь, символизирующую человеческую душу. Дверь, очевидно, давно не открывалась — она заросла плющом и сухой травой. На ней нет ручки, а значит открыть ее с внешней стороны невозможно. Отворить дверь может только тот, кто внутри — сам человек, выбирающий свой жизненный путь. Таким художественным приемом Хант недвусмысленно показал, что стремление спастись и быть со Христом — это единоличное решение и та свобода выбора, которую Бог даровал человеку. Христос может только ненавязчиво постучать, напомнить о себе без тени раздражения или приказа.

Окружающая природа подобрана художником с особым смыслом. У ног Христа растут побеги ежевики — признак того, что здесь давно не ступала нога садовника. В траве лежат гнилые яблоки, а значит фруктовые деревья заброшены. Над заросшей дверью пролетает летучая мышь — символ страха света и смерти. Но утренняя звезда появляется рядом с Христом, означая приход нового дня и новой жизни.

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105) — слова пророка Давида, которые, возможно, взял за основу Хант, изобразив в левой руке Христа светильник — спасительный свет посреди ночи греха и неверия. Существует мнение, что каждая из семи граней его символизирует христианские церкви, которые равны между собой, потому как служат одной цели — встрече Бога и человека. Цепь от светильника, намотанная на руку Спасителя, показывает зрителю неразрывную связь Христа и церкви.

Спаситель одет в белоснежный хитон, поверх него — царская багряница — торжественная верхняя одежда царей и императоров пурпурного цвета, украшенная драгоценными камнями и золотой вышивкой. На голове Его царский венец, который одновременно является и терновым венцом. Ветви его прорастают зеленью, давая понять, что даже самая безнадежная душа может принести духовные плоды при соприкосновении с Богом. Перед зрителем стоит Царь Царей в том же виде, в котором Он предстал на суде перед Пилатом: «Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф 27:28). Спаситель во всей своей славе не перестает нести свой крест и приносить себя в жертву ради души, боязливо скрывающейся за дверью.

Лик Христа выражает печаль и смирение, взгляд сосредоточен, губы сжаты. Движение правой руки Спасителя — сдержанное и аккуратное. Именно так художник передал этот тихий деликатный, но скорее всего, напрасный стук. Вокруг заросшего дома — звездная ночь и переплетающиеся ветви деревьев, создающие ощущение завершенности композиции. Изначально художник планировал изобразить дневную сцену, но его увлечение ночным освещением поменяло планы. Для того, чтобы достоверно изобразить ночь, Хант специально совершал поездки в графство Суррей и на пленере изучал проникновение лунного света сквозь деревья. Заканчивал полотно он в мастерской, где из подручных предметов создал необходимую обстановку. Ночь придает сцене особую таинственность и сакральность, еще больше выделяя и делая ярче фигуру Христа.

Христос занимает практически все пространство холста, он реалистичен, в нем чувствуется человеческое, телесное начало. Это было своеобразным противопоставлением традиционному академическому искусству, где все божественное было принято изображать максимально идеализированным и оторванным от жизни. Но помимо протеста, Хант преследовал свою проповедническую идею: объяснить, доказать и показать действительно существующего Иисуса Христа.

Художественное наследие картины Ханта «Свет мира»



Хант отмечал в своей переписке, что при создании картины не стремился использовать древние христианские символы, так как тогда они служили другой идее и цели. Он считал, что простые природные знаки доходчиво объяснят смысл работы современному зрителю. Но это оказалось не совсем так. Его картину восприняли как очередное, правда необычное, но привлекательное полотно. Зрители Англии середины XIX века не были приучены разгадывать пусть даже очевидные, но загадки, искать ясный, но скрытый смысл. К тому же колорит картины многими был оценен как излишне яркий и нелепый. Это было разочарованием Ханта.

Джон Рескин — критик новой волны искусства, ратующий за чистое незамутненное художественное видение, и убежденный в дидактической цели искусства в целом, написал заметку о картине в "The Times". Он высоко оценил не только живописные аспекты этого нового во всех смыслах полотна, но и его внутреннее содержание, назвав его одним из самых благородных произведений сакрального искусства из когда-либо созданных. И Рескин и Хант были уверены, что наконец художник вернул живописи ее законное место, когда картина могла заменить книгу, а икона — богословие. Благодаря статье критика, к зрителям пришло правильное понимание, а к Ханту — первый успех.

Следующий вариант картины Хант написал год спустя для колледжа Кейбдл в Оксфорде. Самая поздняя версия картины, написанная в 1904 году для собора святого Петра в Лондоне, считается пиком замысла художника. Она путешествовала по миру, выставляясь в разных городах и странах. Гравюры, открытки и календари с изображением Христа со светильником в руке стали востребованы, появляясь в домах, церквях и воскресных школах.

Внизу золоченой рамы картины из собора святого Петра можно прочитать цитату из Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» (Откр. 3:20). Полотно Ханта также как и эта строка Священного писания является смыслом всей земной жизни Иисуса Христа.


Комментарии