войти
опубликовать

Мария Евфросина
Спартали Стиллман

Мария Евфросиния Спартали, в замужестве Стиллман (10 марта 1844 - 6 марта 1927) - английская художница греческого происхождения, примкнувшая к Братству прерафаэлитов.

Особенности творчества художницы Марии Спартали: художница была одним из значимых деятелей в викторианском мире искусства и тесно сотрудничала с членами круга прерафаэлитов. Ученица Форда Брауна, она обладала прекрасной техникой и чувством цвета. Темы многих ее картин были навеяны историческими и литературными сюжетами эпохи Возрождения. Одна из немногих профессиональных английских художниц своего времени, Мария Спартали регулярно выставлялась наравне с мужчинами, успешно продавала свои картины по обе стороны океана. За свою творческую карьеру художница создала более 170 произведений. Она была одной из любимых моделей прерафаэлитов - Джорджа Фредерика УоттсаДанте Габриэля Россетти и Эдварда Берн-Джонса.

Известные картины художницы Марии Спартали: «Роза из сада Армиды», «Посланник любви», «Мадонна Пьетра».

Мария Спартали родилась в британском Мидлсексе, в семье греческого предпринимателя Михаила Спартали и его жены Ефросини Варсами, дочери богатого греческого купца из Генуи. В Лондоне у Спартали был собственный дом на Клефэм Коммон, где часто собиралось веселое общество молодых художников и писателей. Юная Мария достаточно рано определилась с делом всей своей жизни. Отец не препятствовал художественным увлечениям дочери, и в 20 лет Мария стала ученицей художника Форда Мэдокса Брауна, одного из виднейших представителей прерафаэлитизма. Это было вполне пристойно, поскольку она занималась вместе с дочерьми Брауна, Кэтрин и Люси.

Мария Спартали считалась красавицей, невзирая на свой выдающийся рост – порядка 1,9 м. Вместе со своими греческими кузинами Марией Замбако и Аглаей Коронио они составляли изысканную группу, которую друзья окрестили «Три Грации». Когда поэт Суинберн впервые увидел Марию, он был поражен ее красотой, которую описывал так: «она так красива, что мне хочется сесть и расплакаться». Многие добивались руки красавицы-гречанки, однако она не спешила с замужеством.

Россетти писал учителю Марии, Форду Брауну: «…слышал, что это та самая изумительная красавица, о которой так много говорят … спрячьте её и не показывайте никому, я хочу, чтобы она позировала мне первому». И Мария Спартали действительно стала моделью Россетти – три года спустя. Она позировала для своего учителя, Брауна, а также для многих членов Прерафаэлитского братства. Бёрн-Джонс запечатлел Марию на картине «Мельница», Россетти - на полотнах «Видение Фьямметты», «Видение Данте», «Беседка на лугу». Умная и обаятельная Мария дружила с семьей Уильяма Морриса, ее писал Джон Спенсер-Стэнхоуп, а знаменитая женщина-фотограф Джулия Маргарет Камерон сделала ряд замечательных портретов художницы. Старшая сестра Марии - Кристина Спартали - стала моделью для картины Уистлера «Принцесса из страны фарфора», украсившей его знаменитую «Павлинью комнату».

В 1871 году Мария Спартали вышла замуж за американского журналиста Уильяма Джеймса Стиллмана, который работал корреспондентом для одной из газет. Роман был бурный – семья Спартали была категорически против того, чтобы дочь связала себя с вдовцом, обремененным тремя детьми. Тем не менее, свадьба состоялась. Семья поселилась во Флоренции, а позже переехала в Рим. У Стиллманов родилось трое детей, один из которых умер во младенчестве.

Жизнь вдали от дома и дети не мешали Марии плодотворно работать, а также регулярно выставляться в галерее Гросвенор, в Королевской Академии, а также в США. Темы ее картин вращались вокруг литературных и исторических тем эпохи Возрождения, сцен из Данте, Шекспира и Боккаччо; также Мария писала натюрморты и пейзажи. Дочь Марии – Эффи – стала художницей, равно как и ее сводная сестра, Лиза Стиллман, а сын Майкл – архитектором.

Мария Спартали-Стиллман скончалась в Великобритании в 1927 году, художнице было 83 года.
Перейти к биографии