«Рождение Венеры» император Луи Наполеон Бонапарт увидел на парижском Салоне 1863 года и пришел от картины в такой восторг, что купил ее для личной коллекции.
Перед нами роскошное, великолепное женское тело, покоящееся на морских волнах. Над Венерой кружат пухлые ангелочки. Картина стала «гвоздем» экспозиции. Успех был оглушительный. Безупречное, сияющее, да что там, кажется, глянцевое обнаженное тело, подчеркнуто эротическая поза, чувственность изображения – всё это оказалось мило публике и было принято на ура. Еще бы, ведь это прекрасное тело принадлежит богине.
Интересно, что в том же году Мане написал свою
«Олимпию», которая по формальным признакам куда менее сладострастна, чем растянувшаяся в волнах Венера. Но очевидно же, что у Кабанеля речь идет о материях высоких! О том и название картины говорит, и сюжет, и ангелочки вокруг летают (если кому-то требуются особо убедительные аргументы). А вот девица Мане не иначе как клиента то ли проводила, то ли ждет. Разврат и непристойность!
Любимым художником Наполеона III был Кабанель. «Рождение Венеры» – яркий образец того, что именовали салонной живописью. Совершенное тело, мифологический сюжет, нежная, хоть и достаточно банальная колористика. Таких картин было много, откуда такой успех? Не претендуя на истину в последней инстанции, предположим, что дело может быть в высоком эротическом накале. И действительно, мифологический антураж представлял некий карт-бланш любой степени эротизма: богам и героям мифов можно! И реакция зрителей заранее получает индульгенцию – чай, не на девку похотливую взирают с желанием, а богиней любуются.
Внутреннюю эволюцию в картине нам вряд ли удастся отследить. О «рождении» теоретически сообщает пена морская, из которой богиня и произошла. Но, честно говоря, без особого ущерба Венеру можно было бы перенести в пену кружев на постели. Она выглядит возлежащей на волнах, а не рождающейся из них. Однако делать так не стоит, не факт, что такое «скромная и высоконравственная публика» простила бы даже признанному салонному мэтру.
В 1875-м году Кабанель создал
уменьшенную версию своей "Венеры" - сейчас она обитает в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее.
Автор: Алена Эсаулова