Регистрация
Александр Кабанель
Александр
 Кабанель
Франция 1823−1889
Подписаться11                
Подписаться11                
Биография и информация
 
В 1863 году в официальном парижском Салоне блистали «Похищение нимфы» и «Рождение Венеры» Александра Кабанеля. Император Наполеон III приобрел несколько его картин, положение «императорского художника» еще более упрочилось… Салон Отверженных же в этом году в полном соответствии со своим названием выставил отвергнутый официальным парижским Салоном «Завтрак на траве» Эдуара Мане.

В нынешнее время об Александре Кабанеле (фр. Alexandre Cabanel) вспоминают редко и, пожалуй, с неким пренебрежением. Ах, этот вульгарный вкус публики, этот глянцевый ширпотреб… Если заменить имя, то подобные фразы мы произносим и сегодня, правда? Кто те люди, для которых пишут-поют-сочиняют «создатели ширпотреба»? И почему искусство, о котором так просятся слова «общее место», нередко оказывается современниками куда более востребованным, чем творения гениев? Впрочем, умение приспособиться ко вкусам публики и отвечать им — тоже талант.

История жизни Кабанеля — это история успеха. Благополучное детство в Монпелье, академическое образование, затем Париж и в 17 лет — поступление в Школу изящных искусств (на курс к Франсуа-Эдуару Пико), успешное окончание оной и получение Большой Римской премии. В процессе римской стажировки сформировался стиль Александра Кабанеля, и он утвердился в увлечённости античными мотивами. Итоговой работой, с которой Кабанель вернулся во Францию, стала «Смерть Моисея». Был 1852 год. На Салоне картину осыпали восторгами и наградами, художника — заказами.

Александр Кабанель стал эдаким символом парижского Салона. Уверенный профессионализм, «делающий зрителю красиво», но не выбивающийся за рамки… да собственно, ни за какие рамки не выбивающийся. С триумфа «Смерти Моисея» началась эпоха «сладкой» художественной жизни Второй империи. Кабанель стал особо приближенным художником Луи Наполеона Бонапарта. Его искусство идеально укладывалось в стремление двора наслаждаться негой и роскошью, сладострастно отдаваться наслаждениям, при этом показывать себя не чуждыми высоких материй и образованными — отсюда постоянные обращения к мифологии, религиозной тематике и литературным сюжетам: Клеопатра, Суламифь, Федра, Дездемона, Офелия, Франческа да Римини, Адам и Ева и прочие. Гладкие, влекущие тела, чувственность под флером античности, отлично (действительно отлично!) изображаемые фактуры роскошных тканей, демонстративно (чересчур!) изящные позы… Как портретист он тоже был чрезвычайно популярен, и портреты писал так, что высокопоставленные заказчики оставались довольны (1, 2, 3).

Перечень наград Александра Кабанеля достаточно полно отражает его положение в обществе. Он был признан и обласкан при жизни. Медаль на Всемирной выставке 1855 года, орден Почетного легиона, позже он становится великим офицером, а впоследствии и командором этой главной французской награды. Член Академии изящных искусств и член жюри парижского Салона, признанный король салонной живописи…

«Шелковистая кожа и тонкие руки его портретов были постоянным источником восхищения для дам и раздражения для художников», — написал один из критиков. Но картины покупают и заказывают не художники, как правило. Поэтому благоухающие в «аромате фиалок и роз», по выражению другого критика, нарочито изящные или роковые изображения Кабанеля были востребованы более, чем работы кого-либо из современников.

Занимался Кабанель и преподавательской деятельность в Академии, причем отзывы о нем как об учителе по большей части благосклонные. Конечно, вряд ли он отправлял своих учеников в лавки маршанов знакомиться с новыми течениями, но научить основам академического подхода мог очень хорошо, а дальше всё зависело от студентов. Среди его учеников — Фернан Кормон, Жюль-Бастьен Лепаж, Анри Жерве.

Имя Кабанеля нередко упоминается в контексте противостояния с Эдуаром Мане. К примеру, в 1863 году была выставлена скандальная «Олимпия» Мане. «Непристойная» — самое мягкое определение. «Да он же проститутку написал, черт возьми!» — шепотом возмущались критики и публика. О, эти «скромность и целомудрие» светского общества! Хоть бы облака да ангелов изобразил рядом, бесстыдник эдакий, упрекали Мане. То ли дело — откровенно чувственная и сладострастная, пышная богиня Венера (богиня, а не девка какая-то, как у этих новаторов!), манерно возлежащая в пене морской в окружении не менее сладких круголопопых и круглощеких ангелочков. Именно такую картину в том же году представил на Салоне Александр Кабанель. Она привела в абсолютный восторг императора, который немедленно приобрел «Венеру» для личной коллекции.

Смена государственного строя на положении придворного живописца не отразилась. В республике он был обласкан и любим ничуть не меньше. У тех, кто имел деньги, чтобы заказывать картины, желание лицезреть изящные портреты и «роковых красоток» никуда не делось.

Сложно говорить об эволюции творчества Александра Кабанеля, поскольку не совсем понятно, о чем именно говорить. Пожалуй, его путь таков: в рамках академической традиции он рано нашел свою нишу, и далее на протяжении всей жизни успешно ее эксплуатировал и оставался верен своим принципам. Плюсы его живописи: достаточно крепкое мастерство и умение дать зрителям то, что они хотят, «сделать им красиво» в сферах портретной, мифологической, религиозной живописи и иллюстраций на известные литературные сюжеты. Результатом на протяжении всего творческого пути Кабанеля становились изящные (нередко до вычурности) персонажи, роскошь и эстетизм, тщательная проработка подробностей «красивой жизни», некий театральный эффект и жеманность поз изображаемых героев.

Впрочем, активно противостоящий импрессионистам Кабанель, основательно приложивший руку к тому, чтобы не пропускать их на официальный Салон, на старости лет все чаще признавал, что дело обстоит не совсем так, как виделось из Салона. В 1881 году он уже не возглавлял, а утихомиривал гонителей Мане: «Господа, среди нас не найдется, возможно, и четырех, кто мог бы написать голову, подобную этой», — сказал он о «Портрете М. Пертюизе, охотника на львов».

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
+18

Лента
Александр Кабанель. Этюд к плафону «Триумф флоры». (Из коллекции С.М. Третьякова).
Этюд к плафону «Триумф флоры». (Из коллекции С.М. Третьякова).
Александр Кабанель
1870,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Парижское учреждение покупает картину «Потерянный рай» (1867) Александра Кабанеля - о сделке объявила галерея 19C из Лос-Анджелеса. При жизни работы мастера раскупались "раньше, чем высыхала краска" на полотнах, и данная авторская копия утраченной знаменитой картины, выполненной  по заказу короля Максимилиана II Баварского, имеет свою удивительную историю.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 37 работ
Александр Кабанель. Рождение Венеры
9
Рождение Венеры
1863, 130×225 см
Александр Кабанель. Клеопатра испытывает яд на узниках
3
Клеопатра испытывает яд на узниках
1887, 87.6×148 см
Александр Кабанель. Фавн, похищающий нимфу
3
Фавн, похищающий нимфу
1860, 142×245 см
Александр Кабанель. Рождение Венеры
9
Рождение Венеры
1875
Александр Кабанель. Портрет графини де Келлер
1
Портрет графини де Келлер
Александр Кабанель. Портрет князя Горчакова
1
Портрет князя Горчакова
Александр Кабанель. Портрет графини Елизаветы Воронцовой-Дашковой
0
Портрет графини Елизаветы Воронцовой-Дашковой
Александр Кабанель. Графиня де Келлер
2
Графиня де Келлер
Александр Кабанель. Портрет молодой леди
0
Портрет молодой леди
Посмотреть все 37 работ художника
HELP