Академизм (от фр.
academisme) – направление в живописи и скульптуре, в основу которого легли древнегреческая эстетика, традиции античности и догматическое подражание классическим видам искусства. Художники направления отдавали предпочтение натурализму, точности и техничности исполнения, считая их важнее, нежели вдохновение и творческий подход к теме.
Академизм начал формироваться в конце XVI века, когда в крупных культурных центрах Европы начали появляться учебные заведения, преподающие рисунок и живопись, согласно постулатам классического искусства. В основу стиля легли знания о композиции и перспективе, использовании ракурсов, светотени, виртуозное владение рисунком. Картины в стиле академизма отличаются прекрасной техникой, большим вниманием к мелким деталям, идеализацией образов героев.
Преподавание в академическом стиле строилось на подражании великим художникам –
Тициану,
Рафаэлю,
Микеланджело,
Рубенсу - и возводило их принципы и техники до уровня незыблемых канонов. «
Ни шагу в сторону от классики» - такова суть академизма, который проповедовали практически все официальные Академии искусств и живописи. Рисунки и картины обнаженной натуры, называемые «академиями», стали основой обучения. Сначала студенты знакомились с принципами контура, света и тени, копируя классические гравюры. После рисовали гипсовые слепки знаменитых классических скульптур. Сдав экзамен, можно было приступать к занятиям, на которых рисовали живые модели. И лишь после этого можно было поступить в мастерскую к академику и учиться рисовать кистью. Студенты много времени проводили за копированием картин старых мастеров, перенимая их методы.
Любимыми темами европейского академизма были сюжеты из мифологии и античной истории, манифестирующие красоту человеческого тела, чистоту и безупречность героев. И если технический уровень картин стремился к виртуозности, то замысел мастеров был весьма ограничен тематикой. Академизм предполагал идеализирование и упрощение форм, тематические обобщения, которые были наполнены «вечными», абстрактными смыслами и аллегориями, отвергая реалистическое искусство.
Будучи передовыми школами теории и практики искусства, художественные Академии, безусловно, играли позитивную роль. Однако консерватизм и догматизм, ограничение художественной свободы, узкие рамки выбора темы и формальных средств (композиция, цвет, техника) вызвали сильную реакцию среди прогрессивных художников. Во второй половине XIX века в академизм начали проникать реализм и романтизм, сюжеты стали более драматичными, социально значимыми, цветовая гамма – насыщенней. Появились новые направления в живописи – импрессионизм, модернизм, символизм, сюрреализм.
Художники академисты:
Жан Энгр,
Поль Деларош,
Уильям Бугро,
Александр Кабанель,
Эжен де Блаас,
Жюль Лефевр,
Гийом Сеньяк,
Луиджи Муссини,
Франц фон Ленбах,
Лоуренс Альма-Тадема,
Джордж Фредерик Уоттс,
Генрих Семирадский,
Ян Матейко,
Федор Бруни,
Карл Брюллов,
Александр Иванов,
Константин Маковский.
Знаковые картины академизма:
«
Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1785
«
Явление Христа народу», Александр Иванов,1837
«
Медный змий», Федор Бруни, 1841
«
Смерть Моисея», Александр Кабанель, 1850
«
Битва кентавров с лапифами», Вильям Адольф Бугро, 1853