войти
опубликовать

Академизм

2 121 работа, 240 художников
Академизм (от фр. academisme) – направление в живописи и скульптуре, в основу которого легли древнегреческая эстетика, традиции античности и догматическое подражание классическим видам искусства. Художники направления отдавали предпочтение натурализму, точности и техничности исполнения, считая их важнее, нежели вдохновение и творческий подход к теме.

Академизм начал формироваться в конце XVI века, когда в крупных культурных центрах Европы начали появляться учебные заведения, преподающие рисунок и живопись, согласно постулатам классического искусства. В основу стиля легли знания о композиции и перспективе, использовании ракурсов, светотени, виртуозное владение рисунком. Картины в стиле академизма отличаются прекрасной техникой, большим вниманием к мелким деталям, идеализацией образов героев.

Преподавание в академическом стиле строилось на подражании великим художникам – Тициану, Рафаэлю, МикеланджелоРубенсу - и возводило их принципы и техники до уровня незыблемых канонов. «Ни шагу в сторону от классики» - такова суть академизма, который проповедовали практически все официальные Академии искусств и живописи. Рисунки и картины обнаженной натуры, называемые «академиями», стали основой обучения. Сначала студенты знакомились с принципами контура, света и тени, копируя классические гравюры. После рисовали гипсовые слепки знаменитых классических скульптур. Сдав экзамен, можно было приступать к занятиям, на которых рисовали живые модели. И лишь после этого можно было поступить в мастерскую к академику и учиться рисовать кистью. Студенты много времени проводили за копированием картин старых мастеров, перенимая их методы.

Любимыми темами европейского академизма были сюжеты из мифологии и античной истории, манифестирующие красоту человеческого тела, чистоту и безупречность героев. И если технический уровень картин стремился к виртуозности, то замысел мастеров был весьма ограничен тематикой. Академизм предполагал идеализирование и упрощение форм, тематические обобщения, которые были наполнены «вечными», абстрактными смыслами и аллегориями, отвергая реалистическое искусство.

Будучи передовыми школами теории и практики искусства, художественные Академии, безусловно, играли позитивную роль. Однако консерватизм и догматизм, ограничение художественной свободы, узкие рамки выбора темы и формальных средств (композиция, цвет, техника) вызвали сильную реакцию среди прогрессивных художников. Во второй половине XIX века в академизм начали проникать реализм и романтизм, сюжеты стали более драматичными, социально значимыми, цветовая гамма – насыщенней. Появились новые направления в живописи – импрессионизм, модернизм, символизм, сюрреализм.

Художники академисты: Жан Энгр, Поль Деларош, Уильям Бугро, Александр Кабанель, Эжен де Блаас, Жюль Лефевр, Гийом Сеньяк, Луиджи Муссини, Франц фон Ленбах, Лоуренс Альма-Тадема, Джордж Фредерик Уоттс, Генрих Семирадский, Ян Матейко, Федор Бруни, Карл Брюллов, Александр ИвановКонстантин Маковский.

Знаковые картины академизма:
«Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1785
«Явление Христа народу», Александр Иванов,1837
«Медный змий», Федор Бруни, 1841
«Смерть Моисея», Александр Кабанель, 1850
«Битва кентавров с лапифами», Вильям Адольф Бугро, 1853
Лента