Картина
«Абстрактный пейзаж» написана художником Богомазовым в 1915 году во время его проживания в Нагорном Карабахе. Там он в течение двух лет преподавал в селении Герюсы (ныне Горис). Полотно побило рекорд на торгах «Сотбис» в 2005 году. Получив предварительную оценку стоимости 220 - 280 тысяч фунтов стерлингов, в итоге оно было продано за сумму в три раза превысившую эстимейт: 736 тысяч британских фунтов!
Шедевры в рулонах
Как это, к сожалению, часто бывает, автор картины прозябал в нищете и был вынужден писать унизительные письма советскому правительству, чтобы получить оплату за свои труды и средства к существованию. Да и умер Богомазов в возрасте всего 50 лет от туберкулеза – болезни, которая в 1930 году была уже излечимой, при условии нормального питания и адекватного лечения.
Возможно, был какой-то плюс в том, что он не дожил до момента, когда в 37 году власти начали создавать «спецфонд», куда со всей Украины собирали картины, подлежащие уничтожению как сомнительные или противоречащие советской идеологии. Когда дело подошло непосредственно к развязке, в 1952 году во Львове сожгли около 2 000 полотен. В Киеве что-то пошло не так, и
картины чудом уцелели.
Холсты накрутили на вал и хранили таким варварским методом до тех пор, пока ЦК не изъявил желание посмотреть работы некоторых расстрелянных художников. Работники Национального художественного музея украины получили указание снять произведения с вала, и в результате в подсобке музея были обнаружены картины Богомазова,
Пальмова и других авангардистов.
Главным хранителем музея в то время был искусствовед Дмитрий Горбачев. Он заинтересовался находками, не стал заворачивать их обратно в рулоны но, напротив, занялся реставрацией и атрибуцией:
«Оказалось, одна предназначенная на списание работа принадлежала Александре Экстер, - вспоминает он. –
Если бы сейчас эту картину продавали на аукционе «Сотбис», она стоила бы 2 — 3 млн. долларов! А там она была и бесхозной, и безымянной. Но на ней я увидел какие-то номера. Посмотрел в инвентарях 30-х годов — написано «Экстерн». Какой-то малограмотный музейный работник писал — ведь всех грамотных расстреляли. Потом я определил авторство Лисицкого, ныне классика мирового искусства, который здесь, в Киеве, работал под влиянием Экстер».
Искусство из-под полы
Горбачев начал по крупицам собирать сведения о найденных им художниках. Встречался с вдовой Богомазова Вандой Монастырской, а в 1966 году провел полулегальную выставку кубофутуриста в Союзе писателей Украины.
Доходило до смешного. Искусствовед вспоминает, как в музей приехала с визитом из Франции супружеская пара Маркаде, интересующаяся украинской авангардной живописью. Директор музея не мог дать разрешение показать иностранцам картины без согласования с вышестоящими инстанциями (и вряд ли получил бы от них положительный ответ). Но зато нашел остроумный выход из положения:
«Пусть они сидят в коридоре, а вы делайте вид, что переносите картины из одного хранилища в другое».
Неизвестно, какими путями попало заграницу полотно Богомазова «Абстрактный пейзаж». Кто знает, может быть, его удалось вывезти каким-то любителям советского авангарда вроде супружеской четы Маркаде. Известно лишь, что если на родине Богомазова главного хранителя художественного музея все-таки уволили за повышенный интерес к одаренным украинским художникам, то картина «Абстрактный пейзаж» демонстрировалась в Лондоне: в 1973 году на выставке «Искусство русских супрематистов и конструктивистов» и четыре года спустя – в экспозиции «Мир беспредметного». Воистину, нет пророка в своем отечестве.
Автор: Наталья Азаренко