Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Александр Константинович Богомазов
Украина 1880−1930
Подписаться2             
Подписаться2             
Биография и информация
 

Александр Константинович Богомазов (7 апреля 1880, Ямполь Харьковской губернии — 3 июня 1930, Киев) — украинский художник и теоретик искусства, автор трактата «Живопись и элементы». Более всего проявил себя на поприще кубофутуризма, за недолгую жизнь успел оставить не так много работ. Но брал не количеством, а качеством, и спустя десятилетия забвения из-за особенностей отношений советской власти с художниками, был заново открыт во времена «оттепели», получив заслуженное признание как на родине, так и заграницей.

Особенности творчества художника Александра Богомазова: начав творческий поиск с экспериментов с импрессионистскими методами, очень скоро увлекается авангардом художественной мысли в области футуризма. В последнюю декаду жизни увлекся работой с цветом в рамках спектрализма, создавая сочные, чистые и заминающиеся визуальные образы.

Известные картины художника Богомазова: «Трамвай», «Абстрактный пейзаж», «Портрет Ванды Монастырской», «Монтер», «Пильщики», «Тырсоносы».

Жизнь художника Богомазова не была легкой или наполненной подарками судьбы, но после ознакомления с его биографией и работами создается впечатление, что он был счастливым человеком. Светлым, неунывающим, любящим.

Художник с полей


Воспитанием Александра и его младшего брата Василия занимался отец. Бухгалтер по профессии, он был человеком верующим, добропорядочным, хотя и не отличался ласковым нравом. Из практических соображений Константин Федорович настоял, чтобы сын получил образование агронома. В Херсонском сельскохозяйственном училище Богомазов увлекся рисованием и вопреки воле отца в 1902 году поступил на обучение в Киевское художественное училище.

С учебой вышло не все так гладко: за участие в студенческой забастовке Богомазова исключили в 1905 году — самый, пожалуй, скандальный эпизод в биографии в целом благонравного художника. И целеустремленного — он продолжил осваивать мастерство в частных студиях: сначала в Киеве у художника Светославского, а затем и в Москве у Юона и Рерберга.

Спустя два года он возобновил обучение в училище, где учителями Богомазова были художники Мурашко и Селезнев. Годы студенчества станут наиболее бурными, и, как и полагается каждому приличному художнику, наполненными богемными знакомствами и участием в прогрессивных выставках. Таких, как экспозиция «Звено» в 1908 году (вместе с отцами-основателями русского авангарда Бурлюком, Ларионовым и «крестной матерью» Александрой Экстер).

Муза по имени Ванда


В это же приблизительно время Богомазов находит свое главное сокровище, вдохновение и опору — будущую жену Ванду Монастырскую. Ее вера в художественный дар своего возлюбленного была настолько убедительной, что можно с определенной долей уверенности сказать: без поддержки Ванды Богомазов не стал бы тем, кем его будут считать через много десятков лет — «украинским Пикассо».

Самое ценное в ее вере было то, что ее никак нельзя назвать слепой. Переписка, которую будущие супруги вели в течение 5 лет отношений до венчания в 1913 году, свидетельствует о том, что Ванда тонко чувствовала и понимала все, что пытался выразить на холсте художник, чьи работы родной отец называл «мазаниной».

Более того, если бы не она, у нас вообще вряд ли была возможность судить о таланте Богомазова. Его работы выжили во многом благодаря ее усилиям. Ванда бережно хранила все, что осталось от мужа после его ранней смерти, а в годы войны ей пришлось везти картины на тележке к родственникам за полтора десятка километров, когда немцы приказали оставить родной дом.

Туберкулез излечим?


Современные критики к творчеству Богомазова были не более милосердны, чем его отец. «Формализм», «искусство, чуждое народу» — такие вердикты выносили приверженцы идеологически верного соцреализма и чиновники, одним росчерком пера которых решалась судьба художников. Работы инакомыслящих футуристов запрещали выставлять на родине и вывозить заграницу («чтобы не выставлять на посмешище всему миру»).

А ведь Богомазов верил в строительство социалистического будущего и немало трудился на благо советского государства. Был первым секретарем профсоюза художников Украины и инспектором секции художественно-просветительного комитета изобразительного искусства. А выполнение обязанностей ответственного художника 12-й армии в конце концов и привело к его гибели. Во время работы над оформлением агитационных поезда и парохода из-за плохих условий — холода, сырости, недостаточного питания и сна — Богомазов заболевает туберкулезом.

Какая горькая ирония: автор советского плаката «Туберкулез излечим!» таял на глазах из-за того, что государство не могло обеспечить ему нормальное питание и лечение. Гонорар за работу не выплачивался вовремя, и Богомазов был вынужден писать унизительные письма в высшие инстанции с просьбами о материальной помощи… Но тщетно: болезнь забирает художника в возрасте 50 лет.

Луч света


Несмотря на все сложности, жизнь Богомазова все же не была беспросветной. Он много времени и сил уделял преподаванию, и студенты души в нем не чаяли. Где только не находил он применение своим знаниям: художник трудился в Киевской школе для глухонемых, училище в Нагорном Карабахе и в Золотоноше, киевской художественно-ремесленной школе-мастерской печатного дела и других учебных заведениях.

Был он и хорошим и чутким отцом, по воспоминаниям дочери Ярославы. Богомазов изготавливал и расписывал для нее самодельные игрушки, азбуку, кассу цифр, обучал музыке. Благодаря этим занятиям она смогла поступить сразу во второй класс школы. А еще он учил дочь видеть мир так, как видел он: изменчивым, непостоянным и непредсказуемым. Рассказывал, что в природе не бывает беспримесных цветов — ни чисто черного, ни идеально белого.

Ярослава по стопам отца не пошла, зато живописью увлеклась внучка художника Татьяна. От матери ей передались воспоминания о деде, которого она не застала в живых: «Дедушка умел создать очень теплую атмосферу, он был разносторонним и талантливым человеком. Играл на виолончели, у него был очень приятный немножко глуховатый голос, делал интересные поделки из дерева. У моей мамы Ярославы Александровны есть воспоминание об одном из замечательных вечеров, когда они сидели все вместе в Боярке, и дедушка, уже будучи очень больным — вдруг запел, а мама подхватила, и песня тихо полилась над засыпающим лесом».

Автор: Наталья Азаренко
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Картина «Абстрактный пейзаж» написана художником Богомазовым в 1915 году во время его проживания в Нагорном Карабахе. Там он в течение двух лет преподавал в селении Герюсы (ныне Горис). Полотно побило рекорд на торгах «Сотбис» в 2005 году. Получив предварительную оценку стоимости 220 - 280 тысяч фунтов стерлингов, в итоге оно было продано за сумму в три раза превысившую эстимейт: 736 тысяч британских фунтов!

Шедевры в рулонах


Как это, к сожалению, часто бывает, автор картины прозябал в нищете и был вынужден писать унизительные письма советскому правительству, чтобы получить оплату за свои труды и средства к существованию. Да и умер Богомазов в возрасте всего 50 лет от туберкулеза – болезни, которая в 1930 году была уже излечимой, при условии нормального питания и адекватного лечения.

Возможно, был какой-то плюс в том, что он не дожил до момента, когда в 37 году власти начали создавать «спецфонд», куда со всей Украины собирали картины, подлежащие уничтожению как сомнительные или противоречащие советской идеологии. Когда дело подошло непосредственно к развязке, в 1952 году во Львове сожгли около 2 000 полотен. В Киеве что-то пошло не так, и картины чудом уцелели.

Холсты накрутили на вал и хранили таким варварским методом до тех пор, пока ЦК не изъявил желание посмотреть работы некоторых расстрелянных художников. Работники Национального художественного музея украины получили указание снять произведения с вала, и в результате в подсобке музея были обнаружены картины Богомазова, Пальмова и других авангардистов.

Главным хранителем музея в то время был искусствовед Дмитрий Горбачев. Он заинтересовался находками, не стал заворачивать их обратно в рулоны но, напротив, занялся реставрацией и атрибуцией: «Оказалось, одна предназначенная на списание работа принадлежала Александре Экстер, - вспоминает он. – Если бы сейчас эту картину продавали на аукционе «Сотбис», она стоила бы 2 — 3 млн. долларов! А там она была и бесхозной, и безымянной. Но на ней я увидел какие-то номера. Посмотрел в инвентарях 30-х годов — написано «Экстерн». Какой-то малограмотный музейный работник писал — ведь всех грамотных расстреляли. Потом я определил авторство Лисицкого, ныне классика мирового искусства, который здесь, в Киеве, работал под влиянием Экстер».

Искусство из-под полы


Горбачев начал по крупицам собирать сведения о найденных им художниках. Встречался с вдовой Богомазова Вандой Монастырской, а в 1966 году провел полулегальную выставку кубофутуриста в Союзе писателей Украины.

Доходило до смешного. Искусствовед вспоминает, как в музей приехала с визитом из Франции супружеская пара Маркаде, интересующаяся украинской авангардной живописью. Директор музея не мог дать разрешение показать иностранцам картины без согласования с вышестоящими инстанциями (и вряд ли получил бы от них положительный ответ). Но зато нашел остроумный выход из положения: «Пусть они сидят в коридоре, а вы делайте вид, что переносите картины из одного хранилища в другое».

Неизвестно, какими путями попало заграницу полотно Богомазова «Абстрактный пейзаж». Кто знает, может быть, его удалось вывезти каким-то любителям советского авангарда вроде супружеской четы Маркаде. Известно лишь, что если на родине Богомазова главного хранителя художественного музея все-таки уволили за повышенный интерес к одаренным украинским художникам, то картина «Абстрактный пейзаж» демонстрировалась в Лондоне: в 1973 году на выставке «Искусство русских супрематистов и конструктивистов» и четыре года спустя – в экспозиции «Мир беспредметного». Воистину, нет пророка в своем отечестве.

Автор: Наталья Азаренко
Александр Константинович Богомазов. Абстрактный пейзаж
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Константинович Богомазов. Портрет жены
Александр Константинович Богомазов. Портрет жены
Вся лента
Работы художника
всего 27 работ
Александр Константинович Богомазов. Абстрактный пейзаж
1
Абстрактный пейзаж
1915, 64×60 см
Александр Константинович Богомазов. Городской пейзаж. Гончары
0
Городской пейзаж. Гончары
1928
Александр Константинович Богомазов. Похорон
0
Похорон
1920
Александр Константинович Богомазов. Трамвай
0
Трамвай
1914, 7.4×14.2 см
Александр Константинович Богомазов. Пожар в Киеве
0
Пожар в Киеве
1916, 32×27 см
Александр Константинович Богомазов. Правка пил
1
Правка пил
1927
Александр Константинович Богомазов. Портрет дочери
0
Портрет дочери
1928
Александр Константинович Богомазов. Монтер
1
Монтер
1915, 70×70 см
Александр Константинович Богомазов. Портрет художника Бурданова
0
Портрет художника Бурданова
1912, 57.5×57.5 см
Посмотреть все 27 работ художника
HELP