Регистрация
Александр Константинович Богомазов
Александр
 Константинович Богомазов
Украина 1880−1930
Подписаться8             
Подписаться8             
Биография и информация
 

Александр Константинович Богомазов (7 апреля 1880, Ямполь Харьковской губернии — 3 июня 1930, Киев) — украинский художник и теоретик искусства, автор трактата «Живопись и элементы». Более всего проявил себя на поприще кубофутуризма, за недолгую жизнь успел оставить не так много работ. Но брал не количеством, а качеством, и спустя десятилетия забвения из-за особенностей отношений советской власти с художниками, был заново открыт во времена «оттепели», получив заслуженное признание как на родине, так и заграницей.

Особенности творчества художника Александра Богомазова: начав творческий поиск с экспериментов с импрессионистскими методами, очень скоро увлекается авангардом художественной мысли в области футуризма. В последнюю декаду жизни увлекся работой с цветом в рамках спектрализма, создавая сочные, чистые и заминающиеся визуальные образы.

Известные картины художника Богомазова: «Трамвай», «Абстрактный пейзаж», «Портрет Ванды Монастырской», «Монтер», «Пильщики», «Тырсоносы».

Жизнь художника Богомазова не была легкой или наполненной подарками судьбы, но после ознакомления с его биографией и работами создается впечатление, что он был счастливым человеком. Светлым, неунывающим, любящим.

Художник с полей


Воспитанием Александра и его младшего брата Василия занимался отец. Бухгалтер по профессии, он был человеком верующим, добропорядочным, хотя и не отличался ласковым нравом. Из практических соображений Константин Федорович настоял, чтобы сын получил образование агронома. В Херсонском сельскохозяйственном училище Богомазов увлекся рисованием и вопреки воле отца в 1902 году поступил на обучение в Киевское художественное училище.

С учебой вышло не все так гладко: за участие в студенческой забастовке Богомазова исключили в 1905 году — самый, пожалуй, скандальный эпизод в биографии в целом благонравного художника. И целеустремленного — он продолжил осваивать мастерство в частных студиях: сначала в Киеве у художника Светославского, а затем и в Москве у Юона и Рерберга.

Спустя два года он возобновил обучение в училище, где учителями Богомазова были художники Мурашко и Селезнев. Годы студенчества станут наиболее бурными, и, как и полагается каждому приличному художнику, наполненными богемными знакомствами и участием в прогрессивных выставках. Таких, как экспозиция «Звено» в 1908 году (вместе с отцами-основателями русского авангарда Бурлюком, Ларионовым и «крестной матерью» Александрой Экстер).

Муза по имени Ванда


В это же приблизительно время Богомазов находит свое главное сокровище, вдохновение и опору — будущую жену Ванду Монастырскую. Ее вера в художественный дар своего возлюбленного была настолько убедительной, что можно с определенной долей уверенности сказать: без поддержки Ванды Богомазов не стал бы тем, кем его будут считать через много десятков лет — «украинским Пикассо».

Самое ценное в ее вере было то, что ее никак нельзя назвать слепой. Переписка, которую будущие супруги вели в течение 5 лет отношений до венчания в 1913 году, свидетельствует о том, что Ванда тонко чувствовала и понимала все, что пытался выразить на холсте художник, чьи работы родной отец называл «мазаниной».

Более того, если бы не она, у нас вообще вряд ли была возможность судить о таланте Богомазова. Его работы выжили во многом благодаря ее усилиям. Ванда бережно хранила все, что осталось от мужа после его ранней смерти, а в годы войны ей пришлось везти картины на тележке к родственникам за полтора десятка километров, когда немцы приказали оставить родной дом.

Туберкулез излечим?


Современные критики к творчеству Богомазова были не более милосердны, чем его отец. «Формализм», «искусство, чуждое народу» — такие вердикты выносили приверженцы идеологически верного соцреализма и чиновники, одним росчерком пера которых решалась судьба художников. Работы инакомыслящих футуристов запрещали выставлять на родине и вывозить заграницу («чтобы не выставлять на посмешище всему миру»).

А ведь Богомазов верил в строительство социалистического будущего и немало трудился на благо советского государства. Был первым секретарем профсоюза художников Украины и инспектором секции художественно-просветительного комитета изобразительного искусства. А выполнение обязанностей ответственного художника 12-й армии в конце концов и привело к его гибели. Во время работы над оформлением агитационных поезда и парохода из-за плохих условий — холода, сырости, недостаточного питания и сна — Богомазов заболевает туберкулезом.

Какая горькая ирония: автор советского плаката «Туберкулез излечим!» таял на глазах из-за того, что государство не могло обеспечить ему нормальное питание и лечение. Гонорар за работу не выплачивался вовремя, и Богомазов был вынужден писать унизительные письма в высшие инстанции с просьбами о материальной помощи… Но тщетно: болезнь забирает художника в возрасте 50 лет.

Луч света


Несмотря на все сложности, жизнь Богомазова все же не была беспросветной. Он много времени и сил уделял преподаванию, и студенты души в нем не чаяли. Где только не находил он применение своим знаниям: художник трудился в Киевской школе для глухонемых, училище в Нагорном Карабахе и в Золотоноше, киевской художественно-ремесленной школе-мастерской печатного дела и других учебных заведениях.

Был он и хорошим и чутким отцом, по воспоминаниям дочери Ярославы. Богомазов изготавливал и расписывал для нее самодельные игрушки, азбуку, кассу цифр, обучал музыке. Благодаря этим занятиям она смогла поступить сразу во второй класс школы. А еще он учил дочь видеть мир так, как видел он: изменчивым, непостоянным и непредсказуемым. Рассказывал, что в природе не бывает беспримесных цветов — ни чисто черного, ни идеально белого.

Ярослава по стопам отца не пошла, зато живописью увлеклась внучка художника Татьяна. От матери ей передались воспоминания о деде, которого она не застала в живых: «Дедушка умел создать очень теплую атмосферу, он был разносторонним и талантливым человеком. Играл на виолончели, у него был очень приятный немножко глуховатый голос, делал интересные поделки из дерева. У моей мамы Ярославы Александровны есть воспоминание об одном из замечательных вечеров, когда они сидели все вместе в Боярке, и дедушка, уже будучи очень больным — вдруг запел, а мама подхватила, и песня тихо полилась над засыпающим лесом».

Автор: Наталья Азаренко
Читать дальше
Работы понравились
Ольга Хелберг
+6

Лента
Александр Константинович Богомазов. Композиция
Композиция
Александр Константинович Богомазов
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Константинович Богомазов. Портрет жены художника (Ванда Монастырская)
Александр Константинович Богомазов. Портрет Ванды Монастырской
Александр Константинович Богомазов. Портрет Ванды Монастырской
Александр Константинович Богомазов. Портрет Ванды Монастырской
Александр Константинович Богомазов. Сенной рынок. Киев
Вся лента
Работы художника
всего 35 работ
Александр Константинович Богомазов. Трамвай
2
Трамвай
1914, 142×74 см
Александр Константинович Богомазов. Абстрактный пейзаж (Нагорный Карабах)
2
Абстрактный пейзаж (Нагорный Карабах)
1915, 64×60 см
Александр Константинович Богомазов. Портрет Ванды Монастырской
2
Портрет Ванды Монастырской
1914, 31.1×30.8 см
Александр Константинович Богомазов. Городской пейзаж. Гончары
1
Городской пейзаж. Гончары
1928
Александр Константинович Богомазов. Похорон
0
Похорон
1920
Александр Константинович Богомазов. Пожар в Киеве
0
Пожар в Киеве
1916, 32×27 см
Александр Константинович Богомазов. Правка пил
1
Правка пил
1927
Александр Константинович Богомазов. Портрет дочери
0
Портрет дочери
1928
Александр Константинович Богомазов. Монтер
3
Монтер
1915, 70×70 см
Посмотреть все 35 работ художника
HELP