Большую часть жизни Богомазов провел в Киеве. Начиная с момента женитьбы на
Ванде Монастырской в 1913 году и до самой своей смерти он жил в доме №18 на Вознесенском спуске. Город художник очень любил, и даже если бы об этом не было бы свидетельств со стороны людей, лично его знавших, это отчетливо чувствуется с первого взгляда на его картины, запечатлевшие киевские улицы,
крыши домов,
рынок, трамвай.
В этом заключается одна из граней художественного видения Богомазова: сколько бы сильно ни приближались изображаемые им предметы к абстракции, трансформируясь в геометрические фигуры и линии, подчиненные безупречному ритму, в них все равно безошибочно считывается эмоция, заложенная автором.
От «киевских» картин Богомазова неизменно веет теплотой. Кажется, на этих полотнах всегда весна. Глядя на них, начинаешь в полной мере понимать слова художника:
«Ощущать – значит не только видеть, но и чувствовать. В этом разница между человеком и фотографическим аппаратом, который тоже видит, но не чувствует».
В письме своей жене Богомазов подробно расписывает, чем именно так вдохновляет его этот город: «
Киев в своем пластическом объеме исполнен прекрасного, разнообразного, глубокого динамизма. Тут улицы упираются в небо, формы напряжены, линии энергичны, они падают, разбиваются, поют и играют. Общий темп жизни еще больше подчеркивает этот динамизм, дает ему, так сказать, законное основание и широко разливается вокруг, пока не успокоится на берегах левого Днепра».
Эти слова уместны в качестве описания
картины «Трамвай». Сумасшедший городской ритм, несущаяся по рельсам железная махина, люди, бегущие куда-то по своим делам – каждая линия и черточка задействованы для отражения стремительности будничного круговорота. Даже размер холста подчинен этой цели: ни для какой другой картины Богомазов не выбирал полотно так сильно вытянутой прямоугольной формы – он больше тяготел к квадратам.
Написана работы с натуры на улице, которая с 1937 по 2014 годы носила название в честь революционера Воровского, а теперь ей возращено историческое наименование – Бульварно-Кудрявская. Трамваи по ней теперь не ходят. Нет уже и первоначального здания Киевского художественного училища, альма-матер Богомазова – его сожгли немцы во время отступления из Киева, хотя после войны отстроили заново.
Ушедший в небытие и давно списанный в утиль трамвай продолжает жить на залитом ярким солнцем картине. До сих пор слышится его дребезжание, от которого разбегаются в стороны зазевавшиеся пешеходы.
Автор: Наталья Азаренко