Регистрация
Питер Брейгель Старший
Питер
 Брейгель Старший
Нидерланды 1525−1569
Подписаться390             
Подписаться390             
Биография и информация
 
Картины великого нидерландца XVI века Питера Брейгеля Старшего (нидерл. Pieter Bruegel de Oude) — удовольствие для терпеливых. Десятки, если не сотни крошечных странных фигурок. Суетливых, занятых разнообразнейшими делами, но при этом потрясающе безликих. Попробуйте сосчитать их — и немедленно собьётесь со счета.

В «Играх детей» кто-то насчитал не меньше 230-ти фигур; другой исследователь Брейгеля называет уже цифру 250 — они словно наделены способностью размножаться. А есть картины Брейгеля, в которых сосчитать персонажей не удастся при всём желании. «Триумф смерти», например. Мёртвые тела беспорядочно сгрудились, еще живые переплетаются в объятиях со скелетами, откуда-то из ущелья тянется поток кандидатов в покойники. Что, дьявол забери, это значит?!

Попытайтесь найти в этом хаосе тел перспективу — и у вас немедленно закружится голова. Брейгель применяет технический приём «углового смещения»: точку, с которой его картины нужно смотреть, надобно еще отыскать. Если получится. Но и это не всё! Вам придётся сильно напрячь зрение, чтобы в густой толпе с картины «Несение креста» разглядеть фигурку Спасителя, в «Переписи в Вифлееме» — святое семейство, а в «Падении Икара» с усердно пашущим крестьянином на переднем плане — собственно, самого Икара. Ах, да! Вот же он: из морской пучины торчат только ноги да развеваются остатки перьев.

Для близкого знакомства с Брейгелем простая лупа полезнее, чем все знания о колорите и перспективе.

Первый биограф художника Карел ван Мандер, прозванный «северным Вазари», сообщает, что Брейгеля называли «Питер-шутник». По правде говоря, это странные шутки — те, которыми проникнуты его картины. Они грубоватые и одновременно зловещие. В них больше предостережений, чем юмора.

Другое прозвище художника, с которым он и остался в истории, — Брейгель Мужицкий. Во-первых, потому что никогда не писал ничего «высокого» — мифологических сцен, нагих античных божеств или заказных портретов аристократов. Только голландские простолюдины, «только хардкор». Во-вторых, по преданию, сам он происходил из крестьян. «По преданию» — потому что доподлинно не известно, где и даже когда он родился. Примерной датой рождения Брейгеля называют отрезок между 1525 и 1530 годами, а местом — деревушку Брейгель в округе Кемпен, которая и дала ему имя.

Известно, что в 1545 году Брейгель появился в Антверпене — богатом интернациональном портовом городе, коммерческой столице Нидерландов. Здесь он поступил в мастерскую художника по имени Питер Кук ван Альст. Зная творчество Брейгеля, мы можем сказать: это был неожиданный выбор. Питер Кук был прекрасный человек, в прошлом придворный художник короля Карла V, однако его «романтическая» итальянизированная манера живописи не имела ничего общего с тем, как представлял себе искусство Брейгель. Тем не менее, учителя и ученика что-то связывало. Вероятно, это была человеческая симпатия. Брейгель был вхож в дом Кука, знаком с его женой, писавшей отличные акварели, а маленькую дочку Кука Марию (Майкен) — носил на руках.

Около 1552 года Брейгель предпринимает почти ритуальное для всех художников действие — едет в Италию. Он беден, и его путешествие полно опасных приключений. Он пересекает Францию, Альпы и наконец достигает Неаполя, Палермо и Рима. Поразительно, но Италия, эта художественная Мекка, оставила Брейгеля почти равнодушным, очень мало повлияла на его искусство. Всем возрожденческим открытиям он продолжает предпочитать позднюю готику. Его не увлекают ни Рафаэль, ни Тициан, ни Микеланджело — то ли дело его соотечественник, «почетный профессор ночных кошмаров» Иероним Босх!

От итальянского периода у Брейгеля остался морской пейзаж «Вид на Неаполь» и осознание, что именно в пейзаже он может выразить самое сокровенное — ощущение беспредельности и красоты мира. Потому и человек в творчестве Брейгеля никакая не индивидуальность. Он — лишь органичная часть бескрайнего пейзажа или гудящей человеческой массы. Брейгель смотрит не на человека (потому в его творчестве нет портретов) — он смотрит на мир целиком.

О личной жизни Брейгеля известно, что он сожительствовал с некой служанкой и даже женился бы на ней, когда б не одна беда — возлюбленная очень любила приврать. Брейгель не раз ловил её на лжи и, в конце концов, поставил условие. Он сказал, что будет отмечать каждый случай вранья зарубками на деревянном шесте. Если за определённый срок шест покроется отметинами — никакой свадьбы не будет. Так и произошло.
Зато свадьбы были другие — крестьянские, простонародные. Брейгель с другом, переодевшись победнее и выдавая себя за родственников то ли невесты, то ли жениха, любили бывать там, наблюдать грубоватые безыскусные радости. «Крестьянская свадьба» и «Свадебный танец» Брейгеля — об этом.

Дальнейший карьерный путь художника его биографы обозначают каламбуром «От Кука к Коку». В мастерской гравёра и коммерсанта Иеронима Кока «На четырех ветрах» Брейгель занимался тем, что создавал рисунки для гравюр. Кок был ловок и предприимчив. Он быстро понял, что картины маслом по карману немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе любой. Надо только найти остроумного и техничного рисовальщика — такого, как Брейгель. А как сделать, чтобы гравюры покупали? Ну, например, заказать Брейгелю цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда Кок опускался до запрещённых приёмов: гравюру Брейгеля «Большие рыбы пожирают малых» он подписал именем Босха — знаменитого и давно покойного.

Брейгель не оставил ни дневников, ни путевых заметок — ничего, что позволило бы нам понять строй его мыслей. Но в картинах этого периода («Триумф смерти», «Безумная Грета«) нарастает ощущение жути и безысходности. Вероятно, он испытал какой-то острый экзистенциальный кризис. Но о его причинах мы можем лишь строить догадки.

Возможно, тяготы Брейгеля имели не только личную природу: в это время Нидерланды переживали один из самых трудных отрезков своей истории. Попав под политический контроль Испании, выжимавшей из богатых голландских провинций все соки, Нидерланды столкнулись с еще более тяжелыми, нежели экономические, притеснениями — религиозными. Еще раньше через Германию и Францию в страну проник протестантизм. Трудолюбивые, прямодушные голландцы оказались для него благодатной почвой. Но их испанский правитель, король Филипп II, был ревностный католик. Он поклялся выжечь протестантизм калёным железом. В Нидерланды были направлены карательные отряды жестокого фанатика герцога Альбы. Счет убитых протестанстких проповедников и женщин, принятых за ведьм, шёл на тысячи. Нидерланды истекали кровью. Не было зрелища страшнее, чем-то, когда суровый и неброский голландский пейзаж оживляли ярко-красные туники испанских конников. Алые одежды в «Избиении младенцев» и «Несении креста» — это именно они, несущие ужас и смерть.

А потом в личной судьбе Брейгеля наступила светлая полоса. Художник женился. Его женой стала Мария Кук — повзрослевшая Майкен, дочка его наставника. Самого Кука уже не было в живых, а его вдова и дочь жили в Брюсселе. Теща настояла, чтобы Питер тоже перебрался из Антверпена в Брюссель — подальше от непутёвой служанки. Зрелые картины Брейгеля («Жатва», «Охотники на снегу«) отличает совсем новое настроение — чувство счастья и умиротворения.

Мария родила мужу троих детей — дочку и двух сыновей, которые станут художниками. Первенец, названный в честь отца, будет делать замечательные копии его работ и называться Питер Брейгель Младший («Адский»). Его младший брат Ян Брейгель Старший прославится как один из лучших европейских пейзажистов, станет другом Рубенса и получит прозвища «Райский» и «Бархатный» — за любовь к дорогим платьям и за роскошную фактуру живописи. Его сын Ян Брейгель Младший и внуки Абрахам и Ян также станут художниками.

Питер Брейгель Старший умрёт от неизвестной болезни, когда сыновья будут еще слишком малы, чтобы перенять его опыт. Он так и не узнает, что стал родоначальником целой художественной династии. Его последняя картина, загадочная, как и всё им написанное, с маленькими фигурками и пейзажем с высоты птичьего полёта, называется «Сорока на виселице». Ван Мандер уверяет, что в ней Брейгель хочет обличить сплетниц. Так ли это на самом деле и имел ли он в виду свою давнюю возлюбленную — не известно.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Летом 1638 года Рембрандт и семейство ван Лоо подают друг на друга встречные судебные иски. Ван Лоо, дальние родственники жены Рембрандта, обвиняют художника и Саскию в непомерном расточительстве. Весь Амстердам в курсе, а теперь слухи дошли и до Фрисландии, где обитает родня Саскии: художник – завсегдатай аукционов по продаже картин, редкостей и антиквариата. Он, как сумасшедший, скупает…


Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 23
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 22
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 21
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 20
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 19
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 18
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 17
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 16
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 15
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 14
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 13
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 12
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 11
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 10
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 9
Питер Брейгель Старший. Падение мятежный ангелов. Фрагмент 8. Птица
Питер Брейгель Старший. Падение восставших ангелов. Фрагмент 7. Призыв на великую битву
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 6. Чудовища
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. Фрагмент 5. Архангел Михаил
Вся лента
Работы художника
всего 349 работ
Питер Брейгель Старший. Слепые
20
Слепые
1568, 86×154 см
Питер Брейгель Старший. Игры детей
6
Игры детей
1560, 118×161 см
Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (Несение креста)
5
Шествие на Голгофу (Несение креста)
1564, 124×170 см
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня
10
Вавилонская башня
1563, 114×155 см
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба
3
Крестьянская свадьба
1568, 114×163 см
Питер Брейгель Старший. Пейзаж с падением Икара
8
Пейзаж с падением Икара
1558, 73.5×112 см
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти
8
Триумф смерти
1563, 117×162 см
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. Цикл "Сезоны", январь
30
Охотники на снегу. Цикл "Сезоны", январь
1565, 117×162 см
Питер Брейгель Старший. Деревенская сцена
0
Деревенская сцена
33×22 см
Посмотреть все 349 работ художника
HELP