«Астры» входят в серию абстрактных натюрмортов, написанных Лентуловым по возвращении из Парижа.
Во Франции художник знакомится с работами
Робера Делоне, и
Франтишека Купки, которые в эти годы отошли от фигуративности и писали в манере
орфизма (ответвление
кубизма, ориентированное в первую очередь на цвет и музыкальность изображения и перекликающееся с экспрессионизмом). Их влияние ощутимо в абстрактных картинах Лентулова.
Аристарх Лентулов мастерски владел цветом и считал очень важным его звучание, музыкальность.
«Картина должна звучать!» – заявлял он, не видя смысла в «молчащих» изображениях. И действительно, холст с «Астрами» льется, звучит, воспроизводя перед нами «песнь» букета. Низкие тона внизу картины к верху холста становятся выше, тоньше, звонче и прозрачнее.
В этой картине отчетливо видна особенность трактовки кубизма Лентуловым. Для него ключевым было не разбитие на формы, а рассредоточение по полотну цветовых пятен, которые, соединяясь, оказывают эмоциональное воздействие на зрителя. Цветовая сочность – отличительная особенность Лентулова в принципе, в каком бы направлении он ни работал, кроме разве что поздних картин в стиле соцреализма.
Абстракции его – не абстракции формы, а в первую очередь абстракции цвета. Пространство картины строится именно на цветовых сочетаниях, переплетениях и переходах. При этом криволинейные плоскости пересекаются и наслаиваются друг на друга, сохраняя плоскостное ощущение, не превращаясь в объем. И, конечно, в «Астрах» заметно «фирменное» солнечное сияние Лентулова. Как такового изображения солнца здесь нет, разве что круговые секторы напоминают о нем, но ощущение внутренней мягкой «подсветки» солнцем – есть, и это тот штрих, по которому картины Лентулова можно отличить от любых других произведений этой щедрой на эксперименты (и в искусстве, и в обществе) эпохи.
Автор: Алена Эсаулова