Лукреция, легендарная римская героиня с картины Артемизии Джентилески, одной рукой придерживает грудь, а в другой сжимает кинжал, готовясь нанести себе смертельную рану…
В ХХ веке творчество Артемизии Джентилески открыл для широкой публики Роберто Лонги – блестящий итальянский искусствовед, литератор, сценарист. Он считал её
«единственной женщиной в Италии, которая знала что-либо о живописи», единственной крупной художницей эпохи барокко. И хотя сейчас Лонги принято возражать, упоминая, что примерно в это же время работали такие интересные мастера, как
Софонисба Ангиссола и
Лавиния Фонтана, его высказывания о работах Артемизии не утратили ценности. Лонги утверждал, что из 57-ми известных картин Джентилески, как минимум, 49 изображают женщин, подобных или даже равных мужчинам. Среди таких героинь –
Юдифь,
Клеопатра и, конечно, Лукреция (см.
еще одну картину Артемизии Джентилески с этой героиней).
Из истории древностей Тита Ливия известно, что Лукреция была замужней римлянкой – красивой и добродетельной. Ею пленился царский сын Секст Тарквиний. Он был отвергнут Лукрецией, но применил оружие и изнасиловал её. Достаточно взглянуть на картины
Тициана или
Рубенса под названием «Тарквиний и Лукреция», чтобы представить, как эпоха Возрождения видела это драматическое событие.
Луреция не смогла смириться со своим бесчестием. Она призналась мужу во всём, что произошло, а потом на его глазах заколола себя, предпочтя смерть позору. Её поступок имел политические последствия. Возмущённые римские горожане взбунтовались, волнение быстро перешло в восстание, царская власть была свергнута. Так, благодаря мужеству Лукреции, Рим стал республикой.
Разумеется, для Артемизии Джентилески, в силу обстоятельств её собственной жизни, история Лукреции имела и глубоко личный смысл. Изнасилование и бесчестие так же предопределили будущую судьбу Артемизии, как бесчестие Лукреции – долю Рима (узнать о жизни художницы подробнее можно,
прочитав её биографию).
Интересно, что Джентилески не пожелала, подобно авторам-мужчинам, изображать саму сцену изнасилования. Также она не пишет непосредственно момент совершения самоубийства. Артемизия сосредоточивается на коротком промежутке между этими событиями. Ей приписываются слова:
«Я не буду писать, как Лукреция убила себя. Я изображу на картине, как она приняла решение».
Точное время написания «Лукреции» не известно. Вероятнее всего, что это начало 1620-х годов, ранний флорентийский период, когда Артемизия всё еще находилась под сильным воздействием контрастной
светотеневой манеры Караваджо.
Лукреция, как и многие другие её героини, по-видимому, писалась Артемизией Джентилески с себя. Женщине в те времена почти невозможно было иметь студийную практику и писать обнажённых натурщиков, потому Артемизия, чтобы быть максимально точной в передаче анатомии, часто работала перед зеркалом. Догадку о том, что моделью для написания тела Лукреции послужила сама Артемизия, подтверждает и тот факт, что
автопортрет художницы 1638-1639 годов выполнен в почти аналогичном и редком ракурсе: в обоих случаях героини написаны сбоку и с сильным наклоном в сторону зрителя.
Автор: Анна Вчерашняя