Тенебросо — в переводе с испанского означает «тёмный» или «мрачный». В искусствоведении словом «тенебросо» называют манеру живописи, в которой темные краски значительно преобладают над светлыми, а контрасты света и тени — очень выразительные и резкие.
Изредка для обозначения подобной манеры используется другое слово, итальянское — кьяроскуро (chiaroscuro по-итальянски и значит «светотень»). Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi).
Явление Христа св. Бернарду
1626, 158×113 см
Тот, кто породил тьму и пролил свет
Родоначальником искусства тенебризма считается Микеланджело Меризи да Караваджо. Изобретённую им манеру можно описать приблизительно так. Луч яркого света выхватывает фигуры, расположенные на переднем крае полотна, из условного темного пространства. «Рисующий» свет моделирует объемы. Но и темнота не желает легко сдавать свои позиции, поэтому на людей и предметы ложатся густые тёмные тени.
Спящий Купидон
1608, 71×105 см
Резкие переходы от света к тени делают объекты выпуклыми и осязаемыми, а стиль Караваджо — узнаваемым и запоминающимся.
Неверие апостола Фомы
1602, 107×146 см
Одной из самых известных картин Караваджо стала «Призвание апостола Матфея» в римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Поначалу расписать фресками находящуюся там капеллу Контарелли поручили сопернику Караваджо Чезари д’Арпино, но он не справился.
Тогда был приглашён Караваджо, который, как и всегда, согласился работать только на собственных условиях. Во-первых, он заявил, что будет писать не фреску, а картину на холсте. Во-вторых, что оденет библейских персонажей в современные одежды. И в-третьих, ни в коем случае не откажется от свойственной ему манеры (которую впоследствии и назовут тенебросо или, по-другому, кьяроскуро).
Поздним вечером Мытарь Левий Матфей в компании старика в очках считает собранные за день деньги. А рядом, в потоке яркого света, прорезающего мрак, стоят Христос и апостол Пётр, показывая на Матфея. Резкий свет, падающий справа и сверху, символизирует силу веры, библейское «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Тогда был приглашён Караваджо, который, как и всегда, согласился работать только на собственных условиях. Во-первых, он заявил, что будет писать не фреску, а картину на холсте. Во-вторых, что оденет библейских персонажей в современные одежды. И в-третьих, ни в коем случае не откажется от свойственной ему манеры (которую впоследствии и назовут тенебросо или, по-другому, кьяроскуро).
Поздним вечером Мытарь Левий Матфей в компании старика в очках считает собранные за день деньги. А рядом, в потоке яркого света, прорезающего мрак, стоят Христос и апостол Пётр, показывая на Матфея. Резкий свет, падающий справа и сверху, символизирует силу веры, библейское «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Призвание апостола Матфея
1600, 323×343 см
Мартин Скорцезе говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом кино, — это ремейк картины Караваджо «Призвание апостола Матфея». Подробно о Караваджо как любимом художнике Голливуда читайте здесь.
Тенебризм – «погребная живопись»
Влияние «свето-теневой революции» Караваджо было так велико, что стали возникать целые школы «погребной живописи». Причем иногда «погребной» понималось вполне буквально: например, в Испании времён Мурильо (середина XVII века) художники обустраивали мастерские в погребах — таким образом удавалось организовать пространство, чтобы свет падал откуда-то сверху и сбоку.
Маленький нищий (Вшивый)
1650, 134×110 см
Реалистическое и грубо-правдивое искусство Караваджо нашло подражателей не только в Италии: вся Западная Европа «переболела» тенебризмом. Резкие светотеневые эффекты Караваджо мы можем встретить у Рубенса и Йорданса, Веласкеса и Сурбарана. Во многих странах появились свои тенебристы: Хусепе Рибера в Испании, Трофим Биго и Жорж де Латур во Франции, Геррит ван Хонтхорст и Юдит Лейстер в Нидерландах. На родине Караваджо, в Италии, наибольшую дань методу тенебросо отдала династия Джентилески.
Тенебризм по-испански: Франсиско де Сурбаран
Франсиско де Сурбаран, один из великих испанцев, в 15-летнем возрасте стал учеником мастера по росписи деревянных фигур для религиозных процессий. Однако Сурбарану скучно было раскрашивать статуи — он мечтал стать живописцем и научиться достоверно передавать объемы и глубину пространства на плоскости полотна.В 1627-м году Сурбаран написал одну из первых своих картин «Распятие» в манере тенебросо.
С помощью светотени ему удалось добиться необыкновенной осязаемости тела Христа, передать шершавость дерева и даже выпуклость шляпок гвоздей. Прихожане капеллы, в темной нише которой помещалось «Распятие», напряженно вглядывались в полумрак и, не зная, что это картина, принимали её за скульптуру.
Тенебросо подразумевает резкий переход от темноты к белизне, от света к тени. И в темноте, и слепящем свете теряется красочное многообразие — а значит, палитра становится почти монохроматической. И всё же это дает богатейшие возможности для передачи фактуры. Белый, черный, оттенки серого и желтого — вот и вся палитра, понадобившаяся Сурбарану для картины «Агнец Божий». Однако и такого минимума средств оказалось достаточно для шедевра. Примечательно, что многокрасочное полотно «Поклонение пастухов», наброском для которого служил «Агнец Божий», известно теперь гораздо менее широко, чем скупой по цвету и в силу этого необыкновенно выразительный «Агнец».
Агнец божий (Agnus Dei )
1638, 35.6×52 см
Резкий и несколько зловещий свет стал визитной карточкой Сурбарана. Он подчёркивал объемность фигур, выразительность тканевых драпировок. Практически монохромные композиции в стилистике тенебросо с преобладанием темных красок как нельзя лучше передавали настроения религиозной экзальтации, по которым Сурбаран оказался большим специалистом. Скоро его стали называть «испанским Караваджо».
Больше всего тенебризм стал популярен в Испании — стране победившей контреформации и искусства барокко, ведь барокко
очень любит резкие контрасты и религиозную экзальтацию. Изображать святых в технике тенебросо с начала XVII века стало почти что делом принципа. Не отставала от Испании и Франция — там тоже увлеклись тенебризмом. Особенно часто светотенью рисовали святого Иеронима и Себастьяна, но и святым Андрею, Фоме, Франциску и прочим тоже иногда перепадало контрастов.
Французский тенебрист Жорж де Латур не жалел для своих святых темных красок.
Тенебросо и свечной огарок
Рано или поздно тенебристы должны были понять, что на одном только погребном свете далеко не уедешь. Тогда живопись стала экспериментировать с другими источниками локального освещения — свечами, например, или факелами.От французского художника 1-й половины XVII века Трофима Биго осталось несколько прекрасных картин, написанных в стилистике тенебризма, но сведения о нём самом противоречивы и обрывочны. Долгое время не было известно даже имя Биго, его картины подписывались просто и без затей: «Мастер свечного огонька».
Святой Иероним
1630-е
, 105×138 см
Другой французский художник-тенебрист, Жорж де Латур, пошёл в этом направлении еще дальше Трофима Биго: он сделал свечу не только единственным источником освещения, но и одной из главных героинь своих полотен.
Кающаяся Магдалина
XVII век, 102.2×133.4 см
«Все шедевры мастера, — это театр двух актеров: света и человеческого духа», — восторженно писали о Латуре в ХХ веке, когда художник был заново открыт.
Новорожденный (Рождество)
1648, 76×91 см
Интересно, что в картинах Жоржа де Латура ощущается несомненное воздействие Караваджо, но самих работ великого итальянца Латур, скорее всего, не видел. Он осваивал технику тенебросо опосредованно — через работы нидерланских художников.
Отречение апостола Петра
1610-е
, 150×197 см
Поклонение волхвов
1644, 131×107 см
Тенебросо – «искусство отрезанных голов»
В живописи существуют сюжеты, будто специально созданные для техники тенебросо. Например, Саломея с головой Иоанна Крестителя. Или обезглавливание Юдифью Олоферна. Или святые, размышляющие о тщете и тленности человеческого бытия в интимном присутствии чьего-нибудь пожелтевшего черепа.Это может показаться удивительным или забавным, но именно такие сюжеты почему-то чаще всего выбирают художники, любящие контрасты света и тени.
Дело здесь, по-видимому, в особом накале драматизма, для которого тенебросо становится по-настоящему адекватной техникой.
В заглавной иллюстрации использованы работы Жоржа де Латура и Караваджо.
Автор: Анна Вчерашняя
Дело здесь, по-видимому, в особом накале драматизма, для которого тенебросо становится по-настоящему адекватной техникой.
В заглавной иллюстрации использованы работы Жоржа де Латура и Караваджо.
Автор: Анна Вчерашняя