Театрально-декорационное искусство, или сценография – вид художественного творчества, посвященный созданию целостного и уникального образа театрального спектакля. Сюда входит разработка сценических декораций, актерских костюмов, реквизита, принципов освещения сцены, использование сценических механизмов. Художник-постановщик спектакля должен обладать самыми разнообразными знаниями для воплощения единого глубинного пространства, ограниченного сценой. Синтетизм театрально-декорационного искусства обусловлен его многогранностью и разнообразием решаемых задач.
Прообраз современного театра появился в Древней Греции. Его структура предполагала три постоянные зоны – палатка для актеров (скена), места зрителей (феатрон) и пространство, где разворачивалось действие (орхестра). Актеры использовали крупные маски, которые имели различные эмоциональные выражения, чтобы их могли увидеть самые дальние зрители. Место действия создавалось за счет построения трехдверных декораций, конструкции которых со временем становилась все более сложными. В театрах Древнего Рима появился занавес, который позволял менять декорации незаметно для зрителей.
В христианское время элементы театрального действия стали более камерными, вошли в ритуалы и народные обычаи, обращенные к языческим силам природы – празднование смены времен года, праздник урожая, карнавалы, ритуальные пляски, красочные костюмированные обряды. Церковь использовала театральные приемы для создания собственных праздников, где сценой становился весь храм – как внутри, так и снаружи.
Эпоха Возрождения вдохнула в театр новую жизнь, а ее центром стала Италия. Великие художники -
Рафаэль,
Леонардо да Винчи, Перуцци,
Браманте – приняли активное участие в разработке оформления представлений с использованием принципов перспективы. В XVI веке начинается массовое создание театральных крытых зданий, внедряются новые элементы – кулисная сцена, подвижные декорации, ярусность мест для зрителей. Представление выходит на улицы, появляются кукольные передвижные театры.
В России первый придворный театр появился в 1672 году. Театрально-декорационное искусство всегда представляло особую задачу для художников и бросало вызов творческому видению задачи. От ее решения зависел успех представления, а, значит, и всей театральной труппы. В середине XIX века многие спектакли Малого, Большого и Нового театров, а также «Русских сезонов» Сергея Дягилева и антреприз Михаила Лентовского оформлял знаменитый Карл Вальц. В области театрально-декорационного искусства работали многие известные русские мастера живописи и рисунка –
Константин Коровин и
Лев Бакст,
Эрте и
Борис Кустодиев,
Иван Билибин и
Аполлинарий Васнецов,
Александр Головин, Александр Васильев.