Монументальное полотно
«Портрет Карла I на охоте» – один из самых знаменитых образов монарха, которые сделал Антонис ван Дейк, будучи придворным художником. Пожалуй, это самое динамичное изображение правителя, которое, строго говоря, не является официальным королевским портретом, но, тем не менее, представляет короля во всём его триумфе.
Карл I предстаёт как элегантный придворный, который спешился на короткий отдых, пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает королевское величие. Король, который стеснялся своего маленького роста, здесь он вовсе не кажется коротышкой. Он возвышается над пейзажем, его голова помещается на фоне неба фактически вровень с ветвями высокого дерева. При этом художник очень умно обрамил лицо шляпой, чтобы оно не терялось на фоне облаков.
Эта картина в буквальном смысле воплощает элегантную небрежность. Поза короля — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро, её локоть вторгается в пространство зрителя, а другая лежит на трости — атрибуте благородства. Спешившись, Карл стоял лицом к горизонту, но повернулся, чтобы взглянуть на зрителя. Кажется, что он был погружён в свои мысли и бросил на нас мимолётный взгляд, даже не признавая наше присутствие, а как бы отмечая «Ах, да, конечно же, вы тут».
Костюм правителя, несомненно, слишком хорош для охоты: широкополая шляпа, сапоги с отворотами и великолепный дублет, на серебристой ткани которого художник демонстрирует своё мастерство передачи световых эффектов. Карл I, чья фигура выведена на передний план на фоне слуг в тени, смотрит на пейзаж, который иллюстрирует разнообразие его королевства. Надпись на латыни
Carolus I Rex Magnae Britanniae провозглашает, что он царствует над Великобританией, то есть Соединёнными королевствами Англии и Шотландии.
Несмотря на то что король спешился, перед нами в некотором смысле конный портрет. Ван Дейк смог передать королевское величие даже без традиционных атрибутов монархии – короны, скипетра или коня. Придворный художник Карла выразил полный контроль монарха над государством, даже изобразив его в неформальном охотничьем костюме. Венценосный заказчик не зря пригласил фламандского живописца, осыпал его милостями и даровал титул рыцаря. Он прекрасно понимал значение искусства для пропаганды.
Правление Карла I можно назвать каким угодно, но не безоблачным. Он чувствовал себя абсолютным авторитетом, абсолютным монархом, чьё право на власть исходит от Бога. И во время своего царствования он конфликтовал с парламентом, собирал деньги в казну поборами, штрафами, монополиями и тому подобными путями. Кроме того, стремясь ввести в королевстве единую Англиканскую церковь, Карл преследовал пуритан и кальвинистов, отдавая католичеству предпочтение перед ним и поощряя введение догматов и ритуалов, сближавших церковь с Римом.
Другие конфликты были связаны с расходами на крупные войны на континенте. В конце концов всё это привело к двум гражданским войнам, аресту короля, суду, который признал его виновным и приговорил к обезглавливанию. 9 февраля 1649 года вердикт был приведён в исполнение. В течение короткого времени Англией управлял руководитель революции и ревностный пуританин Оливер Кромвель. Однако после его смерти в стране начались хаос, беспредел и беспорядки, которые завершились реставрацией монархии и воцарением Карла II – сына казнённого короля.
Карл I был, пожалуй, самым крупным коллекционером в истории британской монархии, несмотря на относительно короткий период своего увлечения — примерно с 1620-го до начала 1640-х годов. За это время король из династии Стюартов собрал около двух тысяч картин, скульптур и других работ, которые изменили вкус нации. Однако после того как правитель был обезглавлен, республиканцы распродали основную часть его коллекции, а шедевры из золота и серебра расплавили. Лучшие работы, которые оказались за границей, больше никогда не вернулись в Британию, несмотря на попытки Карла II восстановить коллекцию отца после Реставрации.
Картина «Портрет Карла I на охоте» не была продана, а преподнесена французскому двору как дипломатический подарок, но так и не вернулась на родину и сейчас входит в коллекцию Лувра.
Антонис ван Дейк написал множество блестящих изображений представителей высшего британского дворянства, заложивших основы английской школы. А эта работа стала прототипом идеального аристократического портрета, который доминировал в Англии ещё почти 200 лет. Фламандский художник оказал огромное влияние на своих последователей – особенно в XVIII веке – таких как
Томас Гейнсборо и
Джошуа Рейнольдс. И хотя мы, глядя на картину, знаем последующую историю короля и трагический финал его жизни, всё же понимаем, что полотно было написано задолго до этого. Король, изображённый тут, всё ещё твёрдо уверен в своей силе.
Автор: Влад Маслов