Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Карл I был,пожалуй,самым крупным коллекционером в истории британской монархии,несмотря на относительно короткий период своего увлечения — примерно с 1620-го до начала 1640-х годов. За это время король из династии Стюартов собрал около двух тысяч картин,скульптур и других работ,которые изменили вкус нации. Однако после того как правитель был обезглавлен в 1649 году,республиканцы во главе с Оливером Кромвелем распродали основную часть его коллекции,а шедевры из золота и серебра расплавили.
Лучшие работы,которые оказались за границей,больше никогда не вернулись в Британию,несмотря на попытки Карла II восстановить коллекцию отца после Реставрации.
Слева: мраморная античная статуя«Афродита(Присевшая Венера)», II век н. э. Королевское художественное собрание
Кураторы Королевской академии художеств и Королевского художественного собрания ещё в 2012 году задумали хотя бы на время воссоединить часть собрания. Они убедили ведущие мировые музеи,в том числе Лувр,Прадо и Национальную галерею искусства в Вашингтоне,передать в аренду выдающиеся произведения,которые обычно не разрешается перевозить. В результате на показе,посвящённом 250-летию Академии,зрителям будет представлено 150 картин,рисунков,скульптур и гобеленов.
Центром экспозиции станут работы сэра Антониса ван Дейка,ведущего художника-портретиста Европы,который приехал в Англию в 1632 году и стал придворным живописцем Карла I. Он написал множество блестящих портретов британской аристократии,которые заложили основы английской школы.
В частности,Лувр пришлёт в Лондон монументальное полотно«Карл I на охоте»(1635) — пожалуй,самое динамичное изображение монарха,которое,строго говоря,не является официальным королевским портретом.
Карл I предстаёт как элегантный придворный,который спешился на короткий отдых,пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает королевское величие. Латинская надпись Carolus I Rex Magnae Britanniae провозглашает,что Карл I царствует над Великобританией,то есть Соединёнными королевствами Англии и Шотландии.
Костюм правителя,конечно же,слишком хорош для охоты: широкополая шляпа,сапоги с отворотами и великолепный дублет,на серебристой ткани которого художник демонстрирует своё мастерство передачи световых эффектов. Карл I,чья фигура выведена на передний план на фоне слуг в тени,смотрит на пейзаж,который иллюстрирует разнообразие королевства. Его поза — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро,другая лежит на трости — атрибуте благородства.
Картина не была продана,а преподнесена французскому двору как дипломатический подарок,но так и не вернулась на родину.
Антонис ван Дейк, "Карл I и сеньор де Сент-Антуан" (1633). Букингемский дворец, Лондон
Антонис ван Дейк, "Конный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Карла I" (1638). Национальная галерея, Лондон
Рядом с ней будут висеть ещё два конных — на этот раз парадных — портрета Карла I кисти Антониса ван Дейка. Один сейчас он находится в Букингемском дворце,второй — в Национальной галерее в Лондоне. Оба полотна впервые в истории будут выставлены вместе.
Двумя дополнительными изюминками из Лувра будут сцена«Ужин в Эммаусе»(ок. 1530) и «Аллегория супружества»(1530) Тициана. Посетители французского музея практически не замечают эти картины,поскольку они висят в одном зале с «Моной Лизой». В свою очередь Прадо также предоставит тициановский«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Карла V с собакой»(1533). А из парижского Mobilier National привезут созданный в Англии впечатляющий набор гобеленов с изображением«Деяний апостолов» Рафаэля(ок. 1631 — 1640). Их вывесят в отдельном зале лицом друг к другу.
Во время подготовки к показу были сделаны и новые поразительные открытия. Одна работа из запасников Национальной галереи в Вашингтоне после осмотра реставраторами была переоценена как произведение итальянского художника Гвидо Рени, принадлежавшее Карлу I. Ранее полотно приписывалось мастерской живописца и теперь впервые будет представлено публике после очистки.
Параллельно с выставкой«Карл I: король и коллекционер» в Лондоне будет проходить показ,посвящённый его сыну. Экспозицию«Карл II: искусство и власть» организует Королевское художественное собрание. Карл II не только повторно приобрёл множество работ из коллекции своего отца,но и помог восстановить в Англии культуру понимания искусства и патронажа при дворе и в обществе.
Слева: Тициан Вечеллио,«Портрет императора Карла V с собакой»(1533). Музей Прадо,Мадрид
Выставка«Карл I: король и коллекционер» в Королевской академии художеств пройдёт с 27 января по 15 апреля 2018 года. Посетить экспозицию«Карл II: искусство и власть» в Королевской галерее Букингемского дворца можно будет с 8 декабря 2017-го по 13 мая 2018 года.
По материалам официального сайта Королевской академии художеств,газет The Guardian и Financial Times. Главная иллюстрация: Антонис ван Дейк,«Тройной портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Карла I,короля Англии»(1635), Королевское художественное собрание