Описание работы «Рождество Христово»
Работа над иконой «Рождество Христово» была завершена, как считается, в 1405 году. Она написана на доске, вырубленной из липы. Работа дошла до наших дней со значительными повреждениями. Частично утрачен левкас (грунт белого цвета особого приготовления), по лицевой стороне иконы в месте соединения досок проходят несколько сквозных трещин, а повреждения от гвоздей заделаны воском и левкасом. Время было беспощадно и к красочному слою: во многих места он сильно истончен и разрушен. Однако и в таком виде икона не только не потеряла своего духовного значения для верующих, но и занимает видное место в сокровищнице русской православной живописи.
Цвета. Икона «Рождества Христова» относится к праздничному ряду и поэтому написана яркими красками в теплой гамме: преобладают зеленовато-желтые, белые, оливковые тона с киноварными (красного цвета) пятнами. Сочетаясь, краски усиливают сочность друг друга. Благодаря цветовому решению образ кажется воздушным, неземным. Всё это отражает радость, торжество земного и небесного по поводу чудесного рождение Спасителя.
Иконография. Сюжет иконы лишь на первый взгляд кажется простым: при более пристальном рассмотрении её содержание являет целый и уникальный мир Евангельских событий во всем их богатстве образов и значений. Икона показывает не только само Рождество, но и благовестие пастырю, волхвов (мудрецов Востока), следующих в Вифлеем по зову звезды, омовение младенца, славословящих ангелов. Добавление к Рождеству всех этих разновременных событий является следованием иконографии, а не самовольным решением или фантазией мастера.
Конечно, к такому событию, как рождение Иисуса Христа, разделившее мир и отсчет времени на «до» и «после», обращались в своем творчестве многие художники. Самые ранние его изображения делались ещё первыми христианами в римских катакомбах. И только позднее, византийское искусство постепенно выработало четкую иконографию Рождества Христова. Впоследствии Русь, наследовавшая от Византии православную веру, переняла и её иконописный стиль. Следует отметить, что был он очень догматичен. Некая художественная свобода для иконописца отражалась лишь в том, что он мог творчески располагать все необходимые образы и составляющие. Русские православные иконописцы этим активно пользовались. Вот и Андрей Рублев, следуя византийским правилам, дает немного новое композиционное построение. Ангелы у него изображены не только вверху справа, но и возле младенца.
Мастер в своей работе желал достичь полного и глубокого раскрытия смысла события, идеи - боговоплощения. Господь становится плотью и полностью выполняет роль человека на земле. Перед приходом Христа античный мир находился в духовном упадке. Распущенность в Римской империи (представлявшей тогда весь европейский цивилизованный мир) была следствием извращения морали, религии и сознания масс. Целостности не было ни в обществе в целом, ни в его отдельных классах. Икона, разбита на разные сюжеты, как бы показывает эту разрозненность, разобщенность. Отсутствуют обыденные понятия пространства и времени: природа людей изменилась, они стали в полном смысле слова божьими детьми и вместе с природой как бы сбросили оковы материальности.
Композиция и персонажи. При взгляде на икону первой отмечаем фигуру Богоматери в центре – она самая крупная. Богородица облачена в багровую ризу или, как её правильно называют, мафорий. Лик Девы Марии спокоен, на нем не видно усталости, ведь чудесное рождение безболезненно для тела, хотя и трудно для человеческого сознания. Вообще-то она находится в пещере, но по законам пространства, принятым в иконописи, её ложе «выдвинуто» на первый план.
В пещере за ложем Богородицы в яслях лежит спеленатый младенец – самая маленькая фигура на иконе. Пещера символизирует темный, греховный мир людей, в который входит Бог, поэтому на иконе она заменила хлев. Белоснежное одеяние новорожденного резко контрастирует с чернотой пещеры. Здесь вспоминаются слова Иоанна Богослова: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его». Яслями Христу служит кормушка для животных – на иконе видно, как над ним уже склонились вол и осёл.
На фигурку Христа указывает Вифлеемская звезда. За этой необычной звездой следуют трое волхвов, изображенных у Рублева в самом верхнем углу слева. Они с помощью наук вычисли время рождения Мессии. Проделав длинный путь, мудрецы пришли к младенцу с дарами: золотом, ладаном и смирной. Каждый подарок не случаен: золото символизирует Царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому надлежит умереть. Возраст у волхвов разный: один из них молодой, другой – уже зрелый, третий - старый. Ведь прийти к спасению можно в любом возрасте, но на младенца указывает самый младший из мудрецов: лучше обрести Господа как можно раньше.
В правом верхнем ряду иконы «Рождество Христово» изображены ангелы, у Рублева их трое. Один из них наклонился и благовествует пастухам о чудесном рождении. Не будучи учеными, в отличие от волхвов, пастухи обретают Бога самым простым способом - в своем сердце. А то, что они изображены уже возле пещеры доказывает – этот путь ещё и самый короткий.
В иконах нет ничего случайного, каждая деталь имеет значение. У Рублева не только детали, но вся икона в целом имеет глобальный объединяющий, обновляющий смысл. Волхвы и пастухи изображены по разные стороны потому, что они представляют разные народы. Волхвы – языческий, а пастухи – иудейский. Оба они идут к Христу, объединяются и дают начало новому миру – христианскому. Еще одну группу ангелов Рублев помещает прямо возле яслей-кормушки с младенцем, делая из них уже не небесных, а земных участников происходящего. Как Иисус, придя на землю, соединил в своей личности божественное и человеческое, так икона Рождества Христова изображает у Рублева соединение и этих двух миров в одном, обновлённом.
В левом нижнем углу помещен сидящий и размышляющий о чем-то Иосиф-Обручник (формально обручённый муж Марии). Это иллюстрирует евангельский рассказ о том, как Иосиф решает тайно отпустить жену. Дело в том, что в Израиле женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал размышления, мучающие праведника, который не хочет подвергать Марию позору. Но все мучения разрешает ангел, сообщивший Иосифу, кто есть этот рожденный. Рядом с Иосифом нарисован человек в козлиных шкурах. По поводу этой фигуры имеются разные мнения. Одни исследователи полагают, что это один из пастухов, другие видят в нем сына Иосифа Иакова, третьи – дьявола, искушающий святого, вносящего сомнения в его душу по поводу чистоты Марии. Последний вариант наиболее распространен.
И, наконец, внизу справа на иконе представлено омовение Младенца Христа, совершаемое двумя женщинами. Сцена напоминает традицию крещения христианских детей.
Работа Рублева является неповторимым образцом православной иконописи. В настоящее время она хранится в Благовещенском соборе Кремля, увидеть икону может любой желающий.
Автор: Ирина Фрыкина